1. Понимание истины либо как имеющего объективную размерность знания, либо как чисто субъективного феномена – это мировоззренческий выбор. Как влияет та и другая позиция на жизненную стратегию человека (отношение к образованию, социальная и межличностная коммуникация и т.д.)?
2. Какие из знаний, полученных в университете, вам уже приходилось применять на практике?
3. В какой последовательности вы расположили бы ценностные критерии истины по степени надежности?
4. Как оцениваются понятия абсолютной и относительной истины с позиций гносеологического оптимизма, скептицизма и агностицизма?
Поисковые задания.
1. В рамках какой философской системы введено понятие «жизненный мир»? Как оно трактовалось и для выражения каких идей использовалось его автором?
2. Рассмотрите позицию одного из представителей: материализма, объективного идеализма и субъективного идеализма, и выясните, как с общими принципами связана его трактовка истины.
3. Подготовьте подробное изложение одного из дополнительных критериев истины. Дайте характеристику философского направления, обосновавшего этот критерий (неопозитивизм, конвенционализм, прагматизм и др.).
|
|
Рекомендуемые тексты для чтения.
1. Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994. С. 334 - 338.
2. Поппер К. Факты, нормы и истина: дальнейшая критика релятивизма // Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 2005. С. 379 – 382.
3. Пирс Ч. Как сделать наши идеи ясными // Вопросы философии. 1996. № 12. С.120 – 124.