Истина в познании

Для того чтобы иметь возможность рассматривать, что истинно в том или ином конкретном случае, необходимо понимать, что такое истина вообще, что представляет собой истинность как свойство знания. Философский анализ истины включает вопросы: какими особенностями знания определяется его истинность? Каковы характеристики самой истины, как она существует и развивается? Каковы познавательные критерии истины?

Классическое философское определение истины сформулировал Аристотель. Он определил истину как соответствие знания действительности. (Эту формулировку называют также принципом корреспонденции, т.е. соответствия). Иными словами, наши суждения истинны, если они описывают то, что происходит на самом деле, а не расходятся с реальностью.

Формулировка Аристотеля выглядит интуитивно ясной, даже само собой разумеющейся. Но это не означает, что здесь нет пространства для рефлексии. Во-первых, стоит задуматься над тем, что означает слово «соответствие», когда речь идет об объектах различной природы. Легко установить соответствие, например, двух геометрических фигур или двух материальных объектов (проверить, что ключ соответствует замку, и т.п.). Но действительность – это совокупность происходящих во внешней реальности процессов, а понятие истины относится к нашим знаниям, к набору идей, т.е. это объекты принципиально разной природы (к материальным вещам понятие истины вообще неприменимо).

Во-вторых, что собой представляет действительность, с которой должно быть установлено соответствие? Уже самые простые примеры, связанные с иллюзиями восприятия – нам кажется (причем всем нам, а не кому-то одному), что карандаш, опущенный в наполовину наполненный водой стакан, надломлен, тогда как в действительности он цел – предостерегают от простого решения: сказать, что действительность – это наблюдаемая реальность. Действительность – это уровень истинного бытия, и именно ему, а не внешним впечатлениям, должны соответствовать наши знания. А вот какой срез мироздания может быть отнесен к уровню истинного бытия – различные философские направления оценивают неодинаково.

С точки зрения материализма действительность – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражающаяся в нем. В первую очередь это материя, природа, ее законы. Уровень истинного бытия – это уровень закономерностей, которые существуют в природном и социальном мире независимо от нас и определяют происходящие события. Поэтому наши знания истинны в тех случаях, когда они точно описывают эти закономерности, сущность, соотношения предметов окружающего мира. Из этого следует также вывод об объективности истины; хотя она создается познающим субъектом, но не может быть установлена по его произволу. Субъективна только форма выражения истины: она может быть изложена в других терминах, на другом языке. Но само содержание истины от этого не меняется.

С точки зрения объективного идеализма действительность (т.е. уровень истинного бытия, базовый слой реальности) – это духовная сущность, предшествующая существованию вещей и определяющая их. Так, например, у Платона, с точки зрения которого первичным по отношению к миру вещей является мир их прообразов-идей – эйдосов; например, реальные государства на земле связаны с универсальной идеей государства вообще, принципа государственного устройства; у Г. Гегеля формированию мира предшествует развертывание его логического, категориального плана. Конкретная реальность всегда является воплощением базовой идеи или логического принципа, причем такое воплощение хотя бы в чем-то обязательно искажает идею. Платон, например, говорит, что вещи – это испорченные материей идеи. Поэтому с точки зрения объективного идеализма истинно то, что соответствует скорее не вещам, а их изначальным идеям, эталонам.

С точки зрения субъективного идеализма действительность – это мир вместе с нашим способом его восприятия, жизненный мир. Обстоятельства, в которых мы живем, смыслы, которые в них вкладываем, оценки, которые мы им даем – это и есть наша среда обитания, и другой у нас нет. В результате мы называем истинным то, что согласуется с нашей системой представлений, вписывается в наш жизненный мир, соответствует его главным детерминантом. Эта концепция рассматривают истину как субъективный феномен.

От общей трактовки истины зависят и конкретные способы оценки концепций как истинных или ложных – критерии истины.

В наиболее общем определении критерием истины является практика – материальная, предметно-преобразующая, целенаправленная деятельность человека. Критерий истины должен определить соответствие между действительностью и содержанием знания о ней; практика – это как раз процесс, который их связывает. В ходе практики мы оказываем воздействие на окружающую действительность на основе имеющихся знаний: оценивая полученный практический результат, мы можем оценить также наши знания.

Практика считается универсальным критерием истины, поскольку в конечном счете любое положение получает окончательное подтверждение, когда оно проверено на практике. Конечно, чаще всего в реальной жизни мы полагаемся на научные данные, сообщения средств массовой информации, свидетельства окружающих людей, которым мы доверяем: практическая проверка происходит в совокупном человеческом, а не исключительно в нашем личном опыте. Кроме того, в каждый исторический период существуют научные разработки, практическая проверка которых оказалась бы слишком технически сложной, слишком дорогой, слишком опасной, поэтому она временно недоступна. Наконец, во многих абстрактных научных дисциплинах выход на практику осуществляется через многоэтапные логические построения, и потому практическая проверка уже не может рассматриваться как универсальный способ оценки содержания теории.

Поэтому в реальности широко применяются дополнительные по отношению к практике критерии истины. В первую очередь это логические критерии. При оценке какого-либо рассуждения, научной теории она рассматривается с точки зрения логической корректности. Если концепция содержит внутренние противоречия, построение рассуждения осуществлено с грубым нарушением логических норм, они могут быть отвергнуты уже по этим причинам, без обращения к критерию практики. Если из проверенных исходных данных заключение получено в полном соответствии с требованиями логики, оно может быть принято как истинное до практической проверки. Критерий практики в этих случаях замещается логическими критериями, к которым, при условии взаимопересечения этих характеристик, могут быть отнесены:

- соответствие общим законам логики;

- внутренняя непротиворечивость;

- целостность и системность теории;

- объяснительная сила теории, т.е. ее способность к согласованию с большим количеством фактов;

- когерентность, т.е. соответствие другим теориям, системе знаний в целом.

Логические критерии истины не являются альтернативой критерию практики. Опыт использования логических критериев истинности показал, что, фиксируя важные требования к знанию и во многих случаях позволяя отличать истинное знание от ошибочного, они все-таки не дают абсолютного результата: на их основе не всегда удастся отличить действительную истину от хорошо организованной и грамотно выстроенной, но отталкивающейся от ложных предпосылок концепции. Так что они должны рассматриваться именно как дополнительные.

Еще в большей степени это относится к еще одной группе критериев, также сложившихся в практике рассуждений, но имеющих более ограниченные возможности. Их можно назвать ценностными критериями истины, поскольку истинность знания в них связывается с его соответствием не столько гносеологическим, сколько более широким жизненным ценностям. К этим критериям относятся, например, следующие схемы рассуждения:

- истинно то, с чем все согласны, что является распространенным мнением, что объединяет людей. Это критерий общезначимости;

- истинно то, что соответствует договоренностям о способах описания реальности, что удобно как система представления фактов. Например, утверждение «В метре 100 сантиметров» истинно потому, что это принятая система измерения. Это конвенциональный критерий истины (от «конвенция» – «соглашение»);

- истинно то, что полезно, что помогает человеку, приносит ему успех в делах. В отличие от критерия практики, эта схема рассуждения ориентирована на индивидуальную деятельность и предполагает, что суждение об истинности или ложности знаний выносится также индивидуально. Это прагматический критерий истины;

- истинно то, что важно для человека или общества, что может стать основополагающим жизненным принципом, ценностным ориентиром. Это аксиологический критерий истины, развитый в ХХ в. экзистенциалистами. Один из классиков этого направления – А. Камю – сформулировал знаменитый тезис: истинно для человека то, за что он может умереть.

Поскольку все критерии истины имеют, как мы видели, ограниченную область применения, истина, как правило, относительна, т.е. любое правильное утверждение фиксирует лишь некоторые стороны объекта, не исчерпывает всего возможного знания о нем, содержит некоторые неточности, может быть в дальнейшем подвергнуто корректировке.

В качестве эталона познания в гносеологии дается понятие «абсолютная истина». Это полное, точное знание об объекте, дающее исчерпывающий ответ на определенный вопрос, знание, которое в дальнейшем не будет принципиально меняться. Абсолютная истина присутствует в наших знаниях и на уровне отдельных положений. К абсолютным истинам относятся, во-первых, «истины факта» – точные и надежные описания отдельных событий, которые имели место в прошлом и которые изменить уже нельзя. Например, такими надежными истинами являются исторические данные типа: «Наполеон умер 5 мая 1821 г.». Во-вторых, абсолютная истина содержится в фундаментальных законах науки, а также в некоторых обобщающих выводах, например: «Атом имеет сложную структуру», «Живая ткань состоит из клеток». Абсолютны они в силу потенциальной неопровержимости – это знание установлено уже настолько достоверно, что может уточняться и дополняться, но не будет опровергнуто в дальнейшем развитии познания.

Диалектика абсолютной и относительной истины в познании выражается также в принципе конкретности истины: как правило, истинное утверждение сформулировано для определенных условий, отображает определенные явления и процессы, а потому не полностью применимо к другим условиям и объектам. Например, законы механики Ньютона, использующиеся в практических инженерных расчетах, содержат в себе элементы абсолютного, но в целом являются относительной истиной, т.к. сформулированы для точечных масс и справедливы только для скоростей значительно меньше скорости света.

Итак, в становлении познания тесно переплетены абсолютная и относительная истина. Поэтому в гносеологии критикуется как догматизм, признающий значимость только абсолютной истины (и превращающий поэтому любую достигнутую истину в догму, которую надо сохранять отныне и навсегда, независимо ни от чего), так и релятивизм, считающий любую истину относительной, вероятностной.

Вопросы для самопроверки.

1.​ В чем состоит различие заблуждения и ложного высказывания?

2.​ Что собой представляет принцип корреспонденции?

3.​ В чем заключается объективность истины?

4.​ Как классифицируются критерии истины? Назовите основные классы и относящиеся к ним конкретные критерии.

5.​ Выделите в этом и в предыдущем параграфе два значения термина «абсолютная истина». В чем состоит историческое изменение трактовки абсолютной истины?

6.​ Каковы функции абсолютной и относительной истины в познании?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: