Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Наука и вненаучное знание




Рассматривая реальную структуру наших знаний, можно отметить, что среди них есть научные знания, и есть обширный пласт знаний, приобретенных другими способами, в других контекстах, обеспечивающих другие стороны нашей жизни. Этот пласт характеризуется термином «вненаучное знание».

К вненаучному познанию относятся:

1. Обыденное познание – приобретение знаний в повседневной деятельности, в быту. Его результат – накопление «житейских сведений», необходимых для повседневной жизни (о маршрутах транспорта, о нормах общения с людьми, об использовании бытовой техники и т.п.). Обыденное знание не связывается с целенаправленной исследовательской деятельностью и пополняется просто в повседневном опыте, подчас случайным образом. Обыденное знание служит основой нашей ориентации в мире, поведения, принятия житейских решений. Обыденное знание лежит в основе здравого смысла.

Гносеологические особенности обыденного познания – прежде всего ситуативный характер, бессистемность, погруженность в практику. В нем не применяются специальные средства обработки информации (например, строгие методы сбора эмпирической информации и логического контроля), редко происходят теоретические обобщения (как правило, обыденное познание фиксирует конкретные случаи и ситуации). Отсюда и особенности обыденного знания: разрозненный характер и конкретность.

2. Практическое (или предметно-практическое) познание – накопление сведений и представлений в рамках определенного вида практической деятельности. Отличие его от обыденного знания состоит в том, что в данном случае средой приобретения знаний выступает конкретная практическая деятельность, которой человек занимается целенаправленно. Результат предметно-практического познания – это совокупность специальных сведений по какому-то предмету. Например, работая на даче, человек приобретает знания о сортах растений, о работах, которые надо выполнять, и их сроках, о способах борьбы с вредителями и болезнями растений, и т.п. Таким же кругом практических знаний постепенно обрастает любая профессия. Это и есть профессиональный опыт, который так ценится работодателями.

Гносеологические особенности предметно-практического познания – конкретность, низкий уровень систематизации (в отличие от обыденного знания, система здесь часто присутствует, но она не выстраивается обдуманно и специально), рецептурный характер (практическое знание – это чаще всего знание о том, что надо сделать и как), и тенденция к переходу в неявную форму (человек реализует нужные действия, иногда даже не осознавая весь процесс принятия решений, почти автоматически).




3. Религиозное познание – это способ понимания мира, который всегда основывается на идее о существовании двух уровней реальности – естественном и сверхъестественном. С точки зрения религиозного познания, наблюдаемая нами реальность, мир, в котором мы живем – не самый реальный и не самый подлинный. Его явления необходимо рассматривать как проявления высшего уровня бытия. Религиозное познание ищет (и находит) в естественном мире проявления, признаки присутствия сверхъестественного.

К гносеологическим особенностям религиозного познания можно отнести направленность на обнаружение чудесного – необычного, знакового (в противоположность ориентации науки на установление повторяющегося, фиксацию обычного, поиск закономерностей). Необходимая черта религиозного познания – это признание существования безусловных авторитетов, носителей абсолютно истинного знания. Кроме того, в религиозном познании стандартная логика рассматривается как чисто человеческая система правил, которая уступает в достоверности, например, божественному откровению. Поэтому важным инструментом религиозного познания является вера.

4. Художественное познание – познание реальности через систему художественных образов. Наиболее очевидным примером такого познания является творчество писателя, подметившего в реальности определенную тенденцию (например, формирование социального типа «лишнего человека») и отразившего ее в художественном произведении. Художественное познание отличают гносеологические особенности: наглядно-выразительный характер, представление типичного через единичное (о какой бы общей тенденции ни шла речь, в книге будут описаны действия и характер отдельного персонажа), эмоциональность и подчеркнутая авторская субъективность.



Художественное познание – это всегда синкретически-чувственный и эмоциональный способ обработки информации.

5. Мифологическое познание в буквальном смысле является достоянием прошлого. В архаичный период истории человечества все накопление знаний осуществлялось в мифологической форме. Вместе с тем нельзя утверждать, что в современной познавательной деятельности уже не присутствует мифологический взгляд на мир с его своеобразной логикой.

Гносеологические особенности мифологического познания: ассоциативное построение рассуждений, например, рассматривать бирюзу как камень, дающий власть над змеями, на том основании, что окраску бирюзы напоминает окраску змеиной шкуры; однозначность гносеологических образов: в мифе любой объект рассматривается и характеризуется как носитель всего одной или нескольких связанных черт (Геркулес сильный, Одиссей хитроумный); антропоморфизм. Некоторые вновь создаваемые формы хранения информации (например, этнические стереотипы, наделяющие всех представителей определенных национальностей характерными чертами) несут на себе заметный мифологический отпечаток.

В сопоставлении с вненаучным знанием, наука определяется как один из способов понимания мира, имеющий свои познавательные ограничения, но обладающий и несомненными гносеологическими преимуществами.

Наука – это сфера целенаправленной исследовательской деятельности по производству объективного и систематизированного знания. Это система познания с разработанным аппаратом познавательных средств, с сильным теоретическим уровнем, с высоким уровнем нормативности осуществления исследовательских процедур. Гносеологические особенности научного познания называются в литературе также критериями научности; они рассматриваются и как характеристики научного познания, и как требования, которым должны удовлетворять познавательная деятельность и ее результаты, чтобы признаваться научными.

К общим критериям научности относятся:

– объективность – стремление знания к максимально точному и адекватному отображению объекта (эта черта отчетливо отличает научное познание от художественного). Объективность предполагает отображение объекта не таким, каким он мог бы быть или каким нам хотелось бы его видеть, а таким, каким он является, и интерсубъективность, т.е. поддержку знания различными субъектами;

– обоснованность – неприятие бездоказательных утверждений и голословной критики, творческий критицизм. В отличие от других видов познания, наука во всех случаях предполагает доказательство выдвигаемых тезисов;

– тенденция к обнаружению сущности за явлениями (в отличие от обыденного познания, функционирующего на уровне феноменов);

– направленность мышления к общим выводам, выявлению законов – всеобщих, необходимых и существенных взаимосвязей в реальности;

– систематичность – внутренняя логическая последовательность и целостность научной теории, согласованность знаний в определенной предметной области, установление соответствий между научными представлениями различных концептуальных областей;

– выход на теоретико-абстрактный уровень осмысления реальности и создание системы терминов, отображающих исследуемую область в обобщенно-абстрактной форме (в отличие от обыденного познание, которому, достаточно средств естественного языка);

– методологизм – наличие специальных методов познания и рефлексия над ними.

Общие критерии научности относительны по двум причинам. Во-первых, конкретные научные разработки не обязательно обладают всеми перечисленными признаками в полном объеме (например, научная гипотеза может оставаться недоказанной достаточно долгое время). Во-вторых, некоторыми из этих особенностей в той или иной степени обладают и другие виды познания.

Кроме общих, выделяются также специальные критерии научности, разработанные для разграничения, научного и вненаучного знания.

Важнейшим из этих критериев является критерий простоты. Простота научной концепции – это стремление к объяснению фактов в определенной предметной области исходя из возможно меньшегочисла независимых исходных допущений. Критерий простоты означает, что научное рассуждение вводит минимум базовых закономерностей и объясняет на их основе большое количество фактов. Критерий простоты включает негативное отношение к гипотезам ad hoc («к случаю»), когда некоторое предположение вводится специально для объяснения одной конкретной ситуации. При разработке научных гипотез критерий простоты требует строить объяснение, исходя из уже установленных общих закономерностей – если это осуществимо. Если естественного объяснения нет, следует искать в первую очередь именно его; ненаучно сразу предполагать, что здесь имела место новая субстанция, принципиально новая сила, поле неизвестной природы и т.п.

Одним из проявлений этого критерия является научная практика установления объектов исследования. Наука руководствуется исходной установкой: реально лишь то, существование чего подтверждается позитивной информацией, а не просто не исключается опытом (например, если опыту не противоречит, что египетские пирамиды построили инопланетяне, это не означает, что научно можно допустить их существование). С критерием простоты связано также негативное отношение науки к эпифеноменам – предполагаемым реалиям, которые никак нельзя обнаружить в опыте.

Критерий фальсифицируемости был предложен в качестве критерия научности К. Поппером. Фальсифицируемость теории - это ее потенциальная опровержимость, доступность для критики. Как указал К. Поппер, найти подтверждение для практически любой концепции достаточно легко, и это еще не означает ее научности. Теория должна выдерживать более серьезную проверку, а для этого делать рискованные (т. е. расходящиеся с обычными, не вооруженными данной теорией ожиданиями) предсказания событий. Только выполнение такого предсказания по-настоящему подтверждает теорию; но оборотной стороной риска всегда является возможность опровержения теории, если предсказание не подтвердится. Научная теория также должна запрещать появление определенных событий, т.е. указывать, как с точки зрения данных теоретических представлений произойти не может (что опять-таки влечет за собой риск опровержения, если событие все-таки произойдет). Теория, которая ничего не запрещает, не опровержима никаким мыслимым событием, по К. Попперу, ненаучна.

Выделение критериев научности дает возможность выделить еще один вид познания (и знания как его результата) – околонаучное познание и знание. Околонаучное знание – это совокупность концепций, которые ориентированы на критерии научности, строятся в формах, принятых в науке, но не выдерживают требований научности. К околонаучному знанию относятся, в частности, оккультные науки – концепции мистического плана, основанные на допущении тайных, лежащих за пределами доступной нам реальности сил. Как правило, оккультные науки утверждают, что более тонкие материи требуют более тонких методов, чем те, что доступны грубой материалистической науке. Концепциями такого типа являются экстрасенсорика, спиритуализм, мистическая танатология – наука о движении души после смерти, и т.п.

Псевдонаука – это совокупность концепций, построенных, в отличие от оккультных наук, на натуралистическом подходе к познанию, но при этом включающих принципиально неверные с точки зрения доказанных научных положений идеи. К псевдонауке, например, принадлежат астрологические учения, определяющие характер и судьбу человека по расположению звезд в момент его рождения (при том, что сроки прохождения Солнца через зодиакальные созвездия давно сместились), разработки изобретателей вечного двигателя, и т.д.

От концепций, разрабатываемых вразрез с уже существующими научными представлениями, отличаются концепции, разрабатываемые в тех областях, где еще нет точных научных результатов. Паранаука – это концепции, построенные на широких интерпретациях рациональных в своей основе и допустимых с точки зрения научных представлений о мире исходных положений. К этому типу принадлежит, например, уфология: само по себе предположение о существовании иных разумных цивилизаций во Вселенной вполне допустимо с точки зрения науки, но поиск признаков их частого и тайного присутствия на Земле – весьма смелая интерпретация этого тезиса.

И, наконец, к девиантной науке относятся исследования ученых-одиночек по собственным программам, не получившим на данный момент в науке сколько-нибудь широкого признания. Примером может служить гелиобиология А.Л. Чижевского, связавшего в начале ХХ в. ряд биологических и социальных процессов на Земле с колебаниями активности Солнца. Девиантная наука – наиболее профессиональная часть околонаучного знания, и в ряде случаев ее разработки включались потом в разряд науки.

Умение идентифицировать вид знания, в рамках которого представляется какая-либо информация, ориентируясь на его гносеологические особенности – важнейший практический навык для современного человека. Степень доверия к предлагаемой концепции и ее оценка обязательно должны базироваться на такой идентификации.

Вопросы для самопроверки.

1. Какие виды познания характеризуются следующими гносеологическими особенностями: наглядность, образный характер, ценностная окрашенность; ассоциативность, одномерность и гипертрофированность образов; рецептурный характер; стереотипность, фрагментарность?

2. Что собой представляет антропоморфизм как свойство мифологического познания? В каких формах он проявляется?

3. В чем заключается рецептурный характер некоторых видов познания?

4. В чем различие вненаучного и околонаучного знания? Какие виды познания можно отнести к вненаучному знанию, но нельзя – к околонаучному?

5. Что означает слово «критерий»? Объясните, с использованием общего значения этого термина, что такое критерии научности.

6. Верно ли, что простота научной концепции – это ее доступность для понимания?





Дата добавления: 2015-02-18; просмотров: 6168; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 11297 - | 7586 - или читать все...

Читайте также:

 

3.233.239.102 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.