Особенности демократии в России

1 Из политических режимов наиболее совершенным считается демократический. Люди накопили значительный опыт жизни в его условиях. Его обоснованию служат многочисленные теоретические и практические исследования, которые усилиями многих ученых постоянно пополняются. Современное представление демократии, которое даёт название рассматриваемому политическому режиму и является его сутью, нынче во многом отличается от тех, что существовали раньше, даже сравнительно недавно. Это вызвано радикальными изменениями в жизни многих стран, происшедшими вследствие их социально-экономического развития. Новым в понимании демократии является подчеркивание участия народа во власти. Подлинная демократия – это власть народа, осуществляемая народом и для народа (хотя впервые об этом сказал еще в середине XIX века президент США А.Линкольн). В такой её интерпретации народ не только избирает власть, он играет в ней ведущую роль и использует ее в своих интересах. Механизм функционирования власти является демократическим, если он обеспечивает действительное участие всех групп населения в принятии решений по управлению обществом и контролю за ними. Поэтому вопрос о степени участия народа в органах государственной власти является едва ли не центральным в понимании демократии. И по тому, как он решается в существующих моделях демократии, чаще всего судят об их зрелости.

Стало принято связывать демократию только с либеральной идеологией, считать последнюю его единственным теоретическим основанием. Это привело к тому, что подлинной демократией признаётся лишь та, в которой получают воплощение либеральные идеи, степенью реализации их поверяется совершенство демократии. Между тем, демократия и либерализм плохо совместимы. Первая исходит из признания суверенности, верховенства народа, второй – из признания суверенности индивида. Согласно либеральным взглядам источником власти является не народ, а индивид. Но это приводит к отказу от традиционно принятого толкования демократии. Демократия провозглашает принцип участия в управлении государством всех людей.

По этой причине в последнее время все больше внимания уделяется дальнейшей разработке либеральной теории. Появились элитарная и плюралистическая её версии. В первой власть разыгрывается между элитами – группами людей, наиболее подготовленными для занятия политикой. Но тем самым народу отводится лишь роль быть электоратом, принимать участие в выборах. И он теряет возможность полноценного участия в управлении. Во второй – за власть борются конкурирующие между собой социальные группы – объединения людей с различными целями и интересами. При этом упускается то, что судьба власти решается, прежде всего, в борьбе между теми группами населения, которые обладают наибольшими экономическими ресурсами. Как видим, ни та, ни другая концепция не отвечает указанному выше пониманию демократии.

Серьёзные проблемы с утверждением в странах Запада подлинной демократии, по существу, с отсутствием в них таковой, породили сомнения в аутентичности существующей трактовки демократии, в её якобы идеализации. В связи с этим предпринимаются попытки заменить термин «демократия» другими, например, термином «полиархия» – правление меньшинства, избираемого на выборах народом (Р. Даль). Но за во многом правильной констатацией действительного несовпадения существующей демократии с её понятием кроется отказ от поисков путей её совершенствования, от выработки механизма улучшения её функционирования, который бы соответствовал принципам социальной справедливости.

С учётом перспектив перехода человечества к информационному обществу появляются отвечающие его особенностям теоретические модели демократии. В них характерно использование в осуществлении народовластия необходимой для этого научной информации и её доступность избирателям. Выражается уверенность, что рациональное управление не только повысит его эффективность, но и сделает его максимально справедливым.

Принципы народовластия провозглашаются и в теории социалистической демократии. Но в отношении ее также возникает вопрос: может ли власть быть народовластием (как это следует из дословной трактовки понятия «демократия»), если этот народ социально неоднороден, состоит из групп населения с несхожими интересами? В лучшем случае это будет власть, выражающая интересы не всего народа, а его большей части. Иначе она перестает быть политической.

В качестве идеологических оснований демократии используются разные идеологии – либеральная, социалистическая, социал-демократическая. Этим объясняется, что в демократических странах на Западе имеется немало различий в их политическом и общественном устройстве. Сравнительный анализ указанных идеологий (см. тему 10) позволяет лучше увидеть и осмыслить их достоинства и недостатки. Это касается, прежде всего, таких основополагающих для демократии признаков как свобода, человеческое достоинство, социальная справедливость, с обеспечением которых связано существование и историческое будущее демократии.

Надо подчеркнуть, что многие предлагаемые модели демократии обладают определёнными положительными свойствами. Таковы, например, её репрезентативная (представительная) и партиципарная (политического участия) модели. В перовой придаётся большое значение осуществлению власти избранными народом представителями. Во второй – участию народа на всех этапах функционирования власти – в подготовке политических решений, в их принятии, и контроле за их исполнением. Или консенсусная демократия, которая состоит в выработке согласованных решений в парламенте всеми участвующими в его работе политическими силами и тем самым в снижении обострения их противостояния.

Современная демократия находится в состоянии постоянного совершенствования. Это происходит в мире, претерпевающем поистине радикальные изменения в экономической и духовной жизни общества, при постоянном росте запросов человека к справедливому устройству жизни. Задача состоит в том, чтобы выработать такую модель демократии, которая отвечала бы современным принципам гуманизма и научности, помогла людям создать социально справедливое общество (или, используя западную терминологию, «общество благоденствия»).

2 Новым в толковании демократии является и то, что она трактуется шире понятия «демократический политический режим». Словом «демократия» обозначается вся соответствующая духу и букве жизнь людей, не только политическая, но и экономическая, социальная, идеологическая, всему общественному устройству. Использование понятия «демократия» применительно ко всему обществу вытекает из системного понимания последнего, учитывающего то обстоятельство, что все его сферы (стороны) жизни взаимосвязаны. Поэтому особенности политического режима (будь он демократический или какой то иной) не могут не влиять на другие области общественной жизни, существующие на общих с ним основаниях. В свою очередь политический режим во многом формируется и существует, испытывая сильное воздействие других сторон общества – отражая в себе характерные особенности его экономической, духовной и социальной жизни. Демократия представляет собой наиболее прогрессивную модель политического и социально-экономического устройства общества.

При демократии имеет место зависимость всей жизни людей от принятых ими гуманистических жизненных ценностей, разработка которых является наиболее выдающимся достижением философской и социальной мысли человечества. К числу их относятся: свобода, равенство, справедливость, народный суверенитет, естественные или элементарные, права человека. Указанные ценности конкретизируются применительно к каждой области жизни людей, причем, в зависимости от принятой в обществе модели демократии – либеральной, социал-демократической или социалистической (см. о них в теме 10).

В экономической области - это право на труд, свобода выбора работы, равная оплата за равный труд. В этой сфере жизни больше всего расхождений в актуализации жизненных ценностей. Так, сторонники либеральной модели демократической жизни первостепенное значение придают экономической свободе человека, а сторонники социалистической модели - справедливому распределению жизненных благ.

В духовной жизни - это свободомыслие, отказ от монополии на истину, гласность, идеологический плюрализм, свобода совести и вероисповедания.

В социальной жизни - право на жизнь, на защиту от насилия. В разных формах социальной жизни демократические ценности проявляются по-разному. Например, в семейной жизни - это женская и мужская эмансипация, эгалитарность супругов.

Основные ценности демократии особенно широкое применение получили в политической жизни - в принципах ее организации и участия в ней населения. Принципы эти задаются демократической властью, важнейшая особенность которой состоит в том, что она все больше использует в отношениях с людьми, обществом средства подчинения их, управления им. Последние опираются на науку и гуманистические ценности. В качестве примера можно указать на отдельные страны Западной Европы. В проводимой в них властями политике имеют место (наблюдаются) как рационализм - научная проработка принимаемых решений, так и гуманизм - во властных решениях видное место занимает человек со своими насущными потребностями. Для этого проводится социально-ориентированная экономическая политика, осуществляется семейная, молодежная и другие государственные программы. В управлении учитывается общественное мнение, выявляемое путем опросов населения, плюрализм политических взглядов, интересы социальных меньшинств. Все это создает условия для стабильности политической жизни и цивилизованного ее течения.

Политическое участие людей на основе демократических ценностей выражается в равенстве всех граждан в политических правах и обязанностях, в равенстве их перед законом, в выборности представительных органов государственной власти. И в политической жизни сторонники либерализма и социализма акцентируют внимание на разных ценностях. Первые - на политическом плюрализме, вторые - на народном суверенитете, которым обусловлено участие народа в управлении государством и обществом.

Участие людей в политической и других формах жизни при демократии происходит при условии наличия в стране правового государства и гражданского общества. Причем, чем выше уровень их развитости, тем более зрелыми являются политические институты и общественные объединения. Это получает отражение в современных представлениях о гражданском обществе, в частности, в понимании того, что в нем доминирующим по своему количеству и роли в общественной (в том числе политической) жизни может быть только средний класс, что оно возможно без частной собственности (считающейся условием экономической свободы человека), поскольку с переходом к информационному обществу эту миссию в состоянии выполнять другие факторы.

3 В современных западных демократиях вследствие серьезных перемен в социальной структуре общества, в частности, ослабления в ней классового компонента, переход власти от одной социальной группы к другой не приводит к радикальным изменениям в жизни страны, но ведет лишь к коррекции проводившейся ранее политики. При этом политическая борьба, как правило, не принимает крайних форм, отличается толерантностью (взаимной терпимостью оппонирующих сил), и становится важным принципом политической жизни, существования расхождений в политических взглядах разных объединений и отдельных людей. Разрешение политических разногласий является одной из позитивных особенностей демократии, ещё одним правилом жизни в её условиях. Другим принципом является компромиссность – готовность политических противников (партий, движений, их лидеров) идти на взаимные уступки, не обострять конфликты до крайности. Оба принципа не исключают политического плюрализма – разногласий политических взглядов людей. В нем выражается одна из коренных особенностей демократии.

В демократическом обществе политическая активность людей проявляется в их активном участии в собраниях, митингах, демонстрациях, а у наиболее сознательных и убежденных – в деятельности партий и движений. Указанные формы политических действий не получили в России широкого распространения, хотя значительная часть населения на протяжении многих лет живет в обстановке большого недовольства политикой, осуществляемой властью, и готова принять участие в них – об этом говорят, в частности, опросы населения. Так на вопрос «примете ли Вы личное участие, если состоятся массовые выступления населения против падения уровня жизни, в защиту своих прав?» ответили: «скорее всего, да» – 25%, «скорее всего, нет» – 60%, затруднились ответить – 15% опрошенных россиян (источник: ВОМ 2007, №3, с. 83). Среди причин пассивного поведения за отстаивание достойного уровня жизни – слабая освоенность людьми указанных форм легитимных публичных выступлений. Они не имеют опыта участия в них, им не хватает организованности. Мешает этому и их политическая пассивность, утрата ими интереса к политике, как следствие охватившего безверия в институты власти (см. таблицу №1).

Таблица № 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: