Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Ангелина Алексеевна

Долгая

Реинжиниринг бизнес-процессов:

Учебное пособие

Утверждено ученым советом университета в качестве учебного пособия для студентов ИФЭМ

Калининград


Удк

Долгая А.А. Реинжиниринг бизнес-процессов: ключевая информация по основным разделам курса. Учебное пособие.- Калининград: КГТУ, 2015, с.

Учебное пособие содержит ключевую информацию по основным разделам курса: идентификация и описание бизнес-процессов, оценка их эффективности, методология и основные принципы и инструменты реинжиниринга, оптимизация организационной структуры предприятия на основе управления бизнес-процессами.

Ил. 19, табл. 8, список лит.- 6 названий

Рецензенты: Главинская Л.Т., д.э.н., профессор кафедры управления производством КГТУ,

Мусина И.В., к.э.н., директор Калининградского филиала ЗАО «Россельхозбанк»

Калининградский Государственный технический университет, 2015 г.

Ангелина Алексеевна Долгая

Реинжиниринг бизнес-процессов: учебное пособие

Редактор

Подписано в печать Тираж экз. Формат

Объем пюлю Уч.-изд.л. Заказ Цена договорная

УОП КГТУ. Советский проспект, 1


цель курса

Курс «Реинжиниринг бизнес-процессов» нацелен на формирование знаний основ организации бизнес-процессов на предприятии и овладение принципиальными практическими навыками совершенствования систем управления с использованием методов моделирования бизнес-процессов.

Задачи освоения дисциплины

Ø Дать представление о реинжиниринге, как концептуальной форме осуществления радикальных изменений на предприятии

Ø Научить основам структуризации системы функционирования и, соответственно, управления предприятием на основе бизнес-процессов;

Ø Дать представление о методах совершенствования систем управления предприятием, построенных на процессной структуризации;

Ø Привить навыки моделирования организационных систем в бизнес-процессах.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины «Реинжиниринг» студент формирует следующие общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) или их элементы, предусмотренные ФГОС ВПО:

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

понимание роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

готовность к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

знание современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);

умение моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации

бизнес-процессов (ПК-35).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать

принципы и методы идентификации бизнес-процессов организации;

основы моделирования организационных структур и распределения полномочий и ответственности;

методологию реинжиниринга организаций;

роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний;

методы поиска наилучших практик функционирования бизнес-процессов;

принципы совершенствования систем управления на основе процессного структурирования.

уметь

анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

оценивать принимаемые решения с точки зрения их влияния на создание ценности (стоимости компании);

организовывать программы совершенствования систем управления.

владеть навыками

моделирования бизнес-процессов;

оценки эффективности бизнес-процессов;

разработки программ реинжиниринга и оценки их эффективности;

умения работать в группе и организовывать работу в группе.

содержание курса

Освоение курса предполагает обязательное последовательное знакомство с базовыми понятиями и методами моделирования бизнес-процессов и оптимизации систем управления на этой основе.

Курс состоит из шести модулей:

  1. Теория реинжиниринга
  2. Понятие и видение бизнес-процесса
  3. Основы моделирования бизнес-процессов в организации: типы бизнес процессов, их результаты и взаимосвязь
  4. Оптимизация организационной структуры компании на основе процессного моделирования
  5. Оценка эффективности бизнес-процессов
  6. Методология реинжиниринга бизнес-процессов
  7. Бенчмаркинг как инструмент реинжиниринга

Каждый модуль включает в себя знакомство с теоретической базой, методологией, блок практических заданий для развития и закрепления навыков и умений, и контрольный блок для проверки уровня освоения материалом студентом.

Для выполнения практических заданий по блокам 2 и 7 студент выбирает один из процессов из таблицы 1.

Таблица 1. Выбор процесса для практических занятий

Название процесса Отметка о выборе
Изучение рынка  
Разработки стратегии  
Развития персонала  
Продвижения товаров/услуг  
Разработки нового продукта  
Управления запасами  
Найма персонала  
Обучения персонала  
Аттестация персонала  
Снабжение сырьем  
Бюджетирование  
Логистики сбытовой  
Управления отношения с клиентами  
Мерчандайзинга  
Формирования товарного портфеля  
Разработки новой услуги  
Гарантийное обслуживание  
Ценообразование  
Поддержание организационных стандартов деятельности  
Управление качеством продукции  
Стимулирование спроса  
Изучения спроса  
Технического обслуживания оборудования  
Вывода нового продукта на рынок  
Адаптации персонала на новом рабочем месте  
Управления финансами  
Послепродажного сервиса  
Обеспечения информацией (аппаратно-программный комплекс)  
Управленческого учета  
Обеспечения информационной безопасности  

Для выполнения практических заданий по блокам 3-6 студент выбирает одну из моделей бизнеса (таблица 2).

Таблица 2. Выбор бизнес-модели для практических занятий

Бизнес-модель Отметка о выборе
  1. Колбасная фабрика
 
  1. Гостиница
 
  1. Туристическое агентство
 
  1. Ателье по пошиву одежды
 
  1. Поликлиника
 
  1. Ателье ремонта обуви
 
  1. Пивзавод
 
  1. Рекламное агентство
 
  1. Фабрика обуви
 
  1. Парикмахерская
 
  1. Судоремонтный завод
 
  1. Рыбодобывающее предприятие
 
  1. Магазин одежды
 
  1. Фирма по выращиванию цветов
 
  1. Птицефабрика
 
  1. Свиноферма
 
  1. Хозяйство по выращиванию зерновых
 
  1. Молокозавод
 
  1. Аудиторская фирма
 
  1. Фирма по продаже компьютеров
 
  1. мебельная фабрика
 
  1. Рыбоперерабатывающее предприятие
 
  1. Тепличное хозяйство
 
  1. Фитнес-центр
 
  1. Стоматологическая клиника
 
  1. Фабрика по выращиванию молодняка птицы
 
  1. Дилер автомобилей
 
  1. Оптовая торговая фирма
 
  1. Холодильник (услуги по хранению заморозки)
 
  1. Торговый центр (услуги аренды)
 
  1. Проектное бюро
 
  1. Дизайнерское бюро
 
  1. Лесозаготовительное предприятие
 
  1. Целлюлозно-бумажный комбинат
 
  1. Кондитерская фабрика
 
  1. Строительная фирма
 
  1. Агентство по подбору персонала
 
  1. Ресторан
 
  1. Агентство по организации праздников
 
  1. Булочная
 
  1. Больница-стационар
 
  1. швейная фабрика
 

1. Теория реинжиниринга

Термин «реинжиниринг» был введен консультантами по управлению и преподавателями М.Хаммером и Д. Чампи [1] в 1992 году после исследования практик управления в ряде крупнейших американских компаний. Они обнаружили, что руководство этих компаний радикально перестраивает системы управления, ориентируясь на естественным (определенным технологией бизнеса) образом сложившиеся процессы.

Примеры реинжиниринга дают наглядное представление о том, почему те, кто не имеют специального управленческого образования, могут успешно руководить бизнесом. Есть такое понятие, как структурное мышление: мышление, которое позволяет увидеть не только отдельные части и детали какого-то объекта, но и взаимосвязь этих частей, взаимодействие их, соединяющее их в единое целое.

Так, рассматривая бизнес, как объект, состоящий из взаимосвязанных частей, мы с большой степенью вероятности придем, в конце концов, к видению бизнеса как процесса. Однако, управленческая мысль, как и любая другая, двигается по спирали.

Концепция разделения труда довольно полно описана Адамом Смитом в первых трех главах своего пятитомного трактата «Исследование о природе и причинах богатства народов» [2]. Разделение труда — экономическое явление, при котором происходит профессиональная специализация, сужение и иногда углубление функций отдельного специалиста. Общий производственный процесс разбивается на предельно простые операции, каждую из которых выполняет отдельный человек либо механизм. Является причиной повышения общей производительности труда организованной группы специалистов (синергетический эффект) за счет:

  • Выработки навыков и автоматизма совершения простых повторяющихся операций
  • Сокращения времени затрачиваемого на переход между различными операциями

Разделение труда на булавочной фабрике Адама Смита - парадигма вчерашнего дня. После примера Смита разделение труда было доведено до уровня операций на конвейере на заводах Форда. Дальнейшее развитие разделения труда выразилось в разделении управленческого труда, внедренном Альфредом Слоуном на Дженерал Моторс – функциональное разделение.

клиенты, конкуренция, коренные изменения – предпосылки возникновения реинжиниринга.

Клиент Конец массового производства, сегментирование рынка сужается до индивидуального клиента. Выбор пиццы меню превращен в творческий процесс для клиента по созданию собственной пиццы; заказывая автомобиль, клиент сам выбирает набор опций, интересных именно для него. Наступил этап зрелости во многих отраслях, потребление традиционных продуктов не растет, а то и падает. Сокращается производство бумаги, возникают новые отрасли по хранению информации, так как информационные носители устаревают. Компания Ксерокс меняет свою специализацию с копирования информации на создание систем управления офисной информацией. Производителей традиционных товаров больше, чем покупателей.

Конкуренты – быть крупной компанией больше не значит не бояться конкуренции. Надо следить за вновь появившимися фирмами, так как они проникают на рынок с новыми товарами и услугами еще до того, как крупные коллеги еще не окупили затрат на старые. Серьезным конкурентом для Wall Mart стал Seven eleven, занявший нишу магазинов у дома с широким комплексом дополнительных услуг и доступностью, которая недостижима для гипермаркета.

Коренные изменения Появление новой технологии mp3com поставило крупнейшие звукозаписывающие корпорации на грань банкротства. Структура управления бизнесом OTIS elevators поменялась с внедрением мобильной связи, централизованных баз данных и компактных компьютеров.

Изменения становятся постоянными – в любой отрасли - страхование, банки, сельское хозяйство. Клиенты обожают товары, сбыт немодных товаров падает. Эффект новизны играет все большую роль в решении потребителей о покупке. Зависимость от новизны и смены ощущений для потребителей становится все больше с развитием информационного поля.

При этом крупным компаниям сложно переориентироваться и настроиться на индивидуализированное производство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: