Понятие и виды налогового контроля

Налоговый контроль — это установленная нормативными актами со­вокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налого­вого законодательства и налогового производства. Налоговый конт­роль включает в себя:

• наблюдение за подконтрольными объектами;

• прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в на­логовой сфере;

• принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых на­рушений;

• выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Различают государственный контроль, осуществляемый государствен­ными органами, и негосударственный, проводимый аудиторскими фир­мами, внутренними службами предприятий.

Виды налогового контроля можно рассматривать по различным ос­нованиям.

Оперативный контроль — проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции. Информационными источ­никами являются плановые, оперативно-технические, бухгалтерские и статистические данные.

Периодический контроль — проверка по итогам определенного от­четного периода с целью установления соблюдения требований нало­гового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер к их устранению. Информационные источники: данные планов, смет, первичных документов, учетных регистров и другие сведения.

Документальный контроль — проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании первичных и про­изводных, документов.

Фактический контроль — проверка, при которой состояние прове­ряемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной закупки и т. д.

Внутренний аудит — первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Он преду­сматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов и уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качества составле­ния налоговых расчетов и отчетов.

Внешний аудит — негосударственный налоговый контроль со сто­роны специализированных фирм или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение — лицензию Минфина России. Ауди­торские фирмы в ряде случаев несут ответственность перед предприя­тиями за неправильное исчисление налогов, если это будет позже ус­тановлено проверкой налоговых инспекций.

Одним из способов обеспечения налогового контроля является поста­новка на учет в налоговых органах физических и юридических лиц, а так­же их имущества, являющегося объектом налогообложения, по террито­риальному принципу.

Обязанности по контролю за налогоплательщиками возлагаются также:

• на государственные органы, осуществляющие различные виды ре­гистрации. Они должны сообщать в налоговую инспекцию о реги­страции или прекращении деятельности налогоплательщика в те­чение 10 дней после свершившегося факта;

• на банки, которые должны: открывать счета субъектам только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом орга­не; сообщать об открытии или закрытии счета в налоговый орган в пятидневный срок после свершившегося факта; выдавать налогово­му органу справки по операциям и счетам организаций и граждан в течение пяти дней после мотивированного запроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: