Познавательных процессов. Ощущение и восприятие, их роль в работе врача. Понятие о психических процессах, свойствах и состояниях, возможность их оценки в практической деятельности врача.
Цели и задачи: формирование представлений о специфике когнитивных процессов, изучение психофизиологических особенностей ощущений и восприятия, их роль в лечебно-диагностическом процессе.
Основные понятия: когнитивные процессы, ощущение, восприятие, апперцепция, пороги ощущений, адаптация, мышление.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Современный психофизиологический подход к пониманию природы ощущений и восприятия;
2. Психологическая характеристика основных свойств восприятия. Гештальт-психология и ее роль в понимании перцептивных процессов.
3. Адаптационные свойства ощущений и восприятия, их роль в лечебно-диагностическом процессе;
4. Возможности психодиагностики перцептивных процессов;
5. Значение перцепции в работе врача. Способы развития.
Классики говорят, что…….
|
|
«Видя какой-либо предмет, человек замечает не все присущие ему свойства, а лишь те, которые так или иначе отвечают его требованиям, интересам и чувствам»
А.Н. Леонтьев, психолог, 1976
«Воспринимая человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает; а иногда не только смотрит, но и рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается или вслушивается...»
С.Л. Рубинштейн
«Мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим».
Р.Л. Грегори, психолог, 1981
Задание № 1. Провести психологический анализ субъективного состояния слабослышащего человека.
«О люди, вы, которые меня ославили и сами считаете меня озлобленным, сумасшедшим или человеконенавистником, о, как вы несправедливы! Вы не знаете той скрытой причины, по которой я кажусь вам таким. По природе пылкий и деятельный, даже не чуждый светских развлечений, я еще юношей вынужден был отказаться от людского общества и вести одинокую жизнь. Если иной раз я и пытался преодолеть это, каким жестоким испытанием было для меня всякий раз новой подтверждение моего увечья. И мне невозможно было сказать людям: «Говорите со мной громче, кричите, потому что я глухой!..» Простите же меня за то, что я вынужден сторониться всех, меж тем как мне хотелось бы быть среди вас. Мое несчастье для меня тем мучительнее, что я из-за него остаюсь непризнанным. Мне не дано находить вдохновение в обществе людей, в тонкой беседе, во взаимной откровенности».