«Особенности личности больного, его позиция по отношению к своему заболеванию, а также по отношению к врачам и другому медицинскому персоналу становятся существенно важными факторами успешности его реабилитации. При соматических заболеваниях, как правило, всегда налицо, по выражению К.К. Платонова, «сложные кольцевые зависимости психического и соматического по типу круга, а в ряде случаев, порочного круга, с взаимным переходом психогении в соматогению и наоборот... В соматической клинике применяются различные методы психологической коррекции. Однако в последнее время наблюдается направленность на личностно-ориентированную психотерапию, которая по существу представляет собой психологическую коррекцию личностных структур.
Тематическая характеристика | Направление динамическое | Направление бихевиоральное | Направление экзистенциально гуманистическое |
Основная проблема | Сексуальное подавление | Тревога | Психическое отчуждение |
Концепция патологии | Конфликты в сфере инстинктов; ранние либидозные влечения и желания вне сознания, т.е. бессознательные | Приобретенные стереотипы поведения: чрезмерно или недостаточно развитые формы поведения, подкрепляемые окружением | Экзистенциальное отчаяние: утрата человеком возможностей, расщепление «Я», рассогласование между мыслями, чувствами и поведением |
Концепция здоровья | Разрешение конфликтов: победа «эго» над «ид», т.е. возрастание силы «эго» | Устранение симптомов: отсутствие специфического симптома и/или снижение тревоги | Актуализация потенциала: рост «Я», аутентичности и спонтанности |
Задача психотерапевта | Понять бессознательное психическое содержание и его историческое, скрытое значение | Программировать, подкреплять, подавлять или формировать специифические бихевиоральные реакции на продуцирующие тревогу стимулы | Взаимодействовать в атмосфере взаимного принятия, способствующей самовыражению (от соматического до духовного) |
Основные средства, техники | Интерпретация: свободная ассоциация, анализ переноса, сопротивление, обмолвки и мечты | Кондиционирование (обусловливание): систе-матическая десенсиби-лизация, позитивные и негативные подкрепления, моделирование | Энкаунтер: равное участие в диалоге, эксперименты или игры, драматизация или разыгрывание чувств |
Временной подход и «фокус» | Исторический: субъективное прошлое | Неисторический: объективное настоящие | Отсутствие историзма: феноменологический момент |
Лечебная модель | Медицинская: врач – пациент или родитель – ребенок (авторитарная), т.е. терапевтический союз. | Образовательная: преподаватель – ученик или родитель – ребенок (авторитарная), т.е. учебный союз | Экзистенциальная: диада двух равных людей или взрослых (эгалитарная), т.е. человеческий союз |
Природа излечения | Трансферентная (переносная) и первостепенная для лечения: нереальные взаимоотношения | Реальная, но второстепенная для лечения: взаимоотношения отсутствуют | Реальная и первостепенная для лечения: реальные взаимоотношения |
Роль и позиция психотерапевта | Интерпретирующий-обдумывающий: непрямой, бесстрастный или фрустрирующий | Формирующий-советующий: прямой, разрешающий проблемы или практический | Взаимодействующий-принимающий: взаимно-разрешающий или удовлетворяющий |