Налоги и налогообложение

Налоги – это сложная и многофункциональная стоимостная категория, прошедшая длительный исторический путь становления, как на практике, так и в теории. Налоги, как способ изъятия и перераспределения доходов возникли вместе с государством.

Экономическая сущность налога заключается в относительно безвозмездном изъятии государством части ВНД в виде обязательного взноса для формирования денежных фондов (доходов). На современном этапе налоги являются основным источником формирования доходов бюджета всех уровней и внебюджетных фондов.

Фискальная функция является основной, непосредственно вытекающей из экономической природы налогов. Она характерна для всех государств. С помощью реализации этой функции образуются соответствующие государственные денежные фонды и создаются необходимые материальные условия для существования государства.

Регулирующая функция. Налоги используются в качестве важнейшего финансового регулятора всех перераспределительных процессов в обществе, активно воздействующих на состояние экономической системы.

Налоговая система - это совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемый в законном порядке (характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями). Принципы налогообложения. К принципам налогообложения относят:

  1. Принцип равномерности заключается в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам.
  2. Принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ и время платежа должны быть четко определены и известны налогоплательщику заранее.
  3. Принцип удобности, согласно которому налоги должны взиматься в такое время и таким способом, который представляет наибольшее удобство для плательщика.
  4. Принцип экономности, в соответствии с которым государство по взиманию налогов должны быть минимальными.

Элементы налога. В настоящее время в практике налогообложения распространены следующие элементы налога:

  • объект налога – это совокупность предметов (денежный доход, имущество, ТМЦ), подлежащие налогообложению в законном порядке;

· субъект налога (налогоплательщик) – юридическое или физическое лицо, которое по закону должно выполнять возложенное на него обязательство по уплате налогов;

  • налоговый агент – это лицо или учреждение, непосредственно вносящее сумму налога на бюджетные счета государства.
  • источник налога – это доход субъекта, из которого уплачивается налог.
  • масштаб налога – это определенный законом параметр измерения объектом налогообложения (руб., кв.м и т.д.);
  • единица налога – единица измерения объекта, принимаемая за основу при исчислении конкретной налоговой суммы.
  • налоговая ставка – это размер налога с единицы обложения. Ставки различают: твердые, долевые, пропорциональные, прогрессивные. Они зависят от вида и целей, проводимой налоговой политики.
  • налоговая база – это часть объекта, выраженная в облагаемых единицах, в которых применяется налоговая ставка;
  • налоговая льгота – это полное и частичное освобождение субъекта от уплаты налога;
  • налоговый оклад – это размер налога, уплачиваемый субъектом с одного объекта;
  • налоговый период – это срок, в течение которого формируется налоговая база.

По каждому налогу в разрезе вышеназванных элементов принимаются статьи в налоговом законодательстве (налоговый кодекс РФ).

Классификация налогов. В настоящее время в теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии. Наиболее распространенные из них:

1. По способу взимания: прямые и косвенные.

Прямые – взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством (налоговые органы) и плательщиком налогов устанавливаются прямые денежные отношения. Среди прямых налогов выделяют: реальные прямые и прямые личные налоги.

Реальными прямыми налогами облагаются отдельные виды имущества (собственность) налогоплательщика: дома, земля, денежный капитал. При этом финансовое состояние налогоплательщика во внимание не принимается, а расчет налога осуществляется, как правило, на основе средней доходности имущества, определяемой по специальному кадастру. Основными видами реальных налогов являются земельный налог и налог на операции с ценными бумагами.

Серьезным недостатком системы реальных прямых налогов является несовершенный механизм их учета и взимания, оставляющий значительные возможности для сокрытия доходов от налогообложения. Поэтому наибольшее распространение в современном мире получили личные прямые налоги.

Личные прямые налоги – это налоги, которыми облагаются индивидуальные доходы или имущество юридических или физических лиц. Они уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность плательщика. К основным из них относятся: НДФЛ, налог на прибыль организаций, налоги с наследства и дарения.

Косвенные налоги взимаются через цену товара или тарифа на услуги. В этом случае налог уплачивается конкретным потребителем товара или услуг, а непосредственная связь между последним и государством отсутствует. Характерной чертой косвенного налогообложения является обязательное наличие посредника между государством и реальным плательщиком налога (потребителем товара или услуг) в лице продавца товара или поставщика услуг. Косвенные налоги подразделяются на несколько групп:

· индивидуальные – акцизы;

· универсальные – НДС;

· фискальные монополия – налог с оборота;

· таможенные пошлины.

В общем плане необходимо подчеркнуть, что в настоящее время граница между прямыми и косвенными налогами весьма условна, так например, НДС (косвенный налог), однако при реализации товаров и услуг внутри предприятия для нужд собственного потребления он приобретает признаки прямого налога. И наоборот, налог на прибыль (прямой налог), но его определенная часть может оплачиваться потребителем в цене товаров и услуг.

2. В зависимости от органа взимания налога и распоряжения его суммой подразделяются на:

· федеральные;

· региональные;

· местные.

3. В зависимости от уровня бюджета, в который зачисляются налоги делятся на:

· закрепленные;

· регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетные фонды, а регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции утверждаемых законодательством.

  1. В зависимости от порядка использования:

- общие – вводятся государством для формирования бюджета в целом и используются для финансирования тех или иных общегосударственных потребностей;

- целевые – вводятся для финансирования конкретного направления расходов, например: налоги, служащие источником формирования дорожных фондов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: