double arrow

Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект


Индивидами мы рождаемся.

Индивид – это один чел-к, представитель биологического вида homosapiens. Каждый чел-к индивид, по отношению к животному используется слово «особь». Чел-к продукт филогенеза и онтогенеза.

Индивидуальность – набор качеств, на основании которых один чел-к отличается от другого, качества может быть индивидуальными и типичными, которые свойственны всем людям. Индивидуальные качества - цвет волос, глаз, типичные – две руки, 5 пальцев, на голове волосы.

Личность – высший уровень развития человеческой индивидуальности. Личность произошла от русского слова «маска» - «Я» - коллега, мать, студент, жена, дочь – это все различные роли.

Выделяют несколько критериев кого считать личностью:

1. Подход Шелдона – он определил личность с позиции вида, т.е. личность любой представитель homosapiens.

2. Автор Личи – личность тот кто имеет высокий соц. статус – это вид чел-ка.

3. Субъективнй критерий Рубинштейна – Это человек с собственной жизненной позицией, чел-к который добивается всего сам.

4. Гуманисты – чел-к который делает добро.

У индивидуальности можно выделть:




- низший уровень – относят врожденные – рост, цвет волос, вес;

- высший уровень – это психические особенности, которые чел-к сам развивает в себе по собственной воле (способности, характер).

Личность – это конкретный чел-к взятый в системе его устойчивых социально-обусловленных характеристик, кот-ые проявляются во взаимоотношениях, деят-ти и определяют его нравственные поступки. Имеют существенное значение для него и окружающих.

Признак личности: принадлежность только к чел-ку, чтобы стать личностью нужно родиться чел-ом.

Свойства личности:

1. присуща социальная значимость;

2. сознательна;

3. индивидуальная;

4. системность.

Личность – целостное, относительно устойчивое индивидуальное своеобразная и типичная организация созн-я, определяющая активный и целенаправленный характер поведения чел-ка, имеющую нравственную значимость для общества.

Ребенок становится личность в процессе социализации. При рождении он уже чел-к и индивид, но не личность.

Индивидуальность – сочетание всех свойств. Чел-к индивидом рождается, личностью становится.

Личность – не только продукт и объект общественных отношений, но и активный субъект деят-ти, общения, сознания, самосознания. Рубинштейн ввел в психологию понятие «субъект». Внешние условия (природные и социальные) – ч/з внутренний субъект – ч/з внешние и этим самого себя изменяет.

Личность не только целенаправленна, но и самоорганизованная система. Личность может проявляться там, где чел-к сталкивается с проблемами, конфликтами.



Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность».

Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях хар-ра и темперамента, индивидуальность мы доказываем, убеждаем.

Личность характеризуется 5 потенциалами:

1. гносеологический (познавательный);

2. аксеологический (ценностный) – приобретение ценностных ориентаций, нравственных, политических, мировоззрение;

3. творческий потенциал;

4. коммуникативный (общение и его формы, контакты с другими людьми);

5. художественный потенциал (развивается в творчестве).

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

ЧЕЛОВЕК — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек наделен сознанием, речью, способностью трудиться, создавать ценности. В античное время Ч. определяли как гражданина, носителя духа. Христианство видело и видит в человеке душу и тело, их противостояние. Добродетели человека — это вера, совесть, смирение. В эпоху Возрождения подчеркивали гармонию души и тела, творческие возможности человека, ставили его в центр Вселенной. В новое время утверждается, что душа равна сознанию, а тело подчинено законам природы. Позже человек понимается как деятельное самосознание, особо выделяются чувства, воля, игра жизненных сил, интуиция, переживание страха конечности существования. На новых ступенях развития человека, его психики, человеческого общества, у него появляются и новые свойства, которые на предыдущих этапах выступали как тенденции. Их появление свидетельствует о развитии человека в целом.

Индивид — особь, отличная от других, (особенная в своём роде) живой организм;

В психологии и социологии:

Индивид — отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.

Индивид — отдельный человек как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

ЛИЧНОСТЬ — это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.

В психологии понятие *личность* используется в двух основных значениях:

1. Любой человек, обладающий сознанием.

2. Личность — это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Сущность личности характеризуется, во-первых, тем, что она является объектом и субъектом общественно-исторического процесса, во-вторых — субъектом познания, общения и деятельности. Анализ разных подходов к оценке личности показывает, что субъективность — важнейшее свойство психики. Оно характеризует активность, самостоятельность субъекта, преобразующую) функцию психики по отношению к внешнему миру и самому себе. Разные формы активности могут быть использованы для построения теоретической модели личности как системы. Личность можно представить как систему в виде пяти форм активности: переживание, деятельность, поведение, общение, самоуправление.

Индивидуальность — человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. И. проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов (см. восприятие) и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой И. служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений И.

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Под психическими свойствами личности понимаются устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность личности и характеризующие ее главным образом с социально-психологической стороны. Другими словами, это те психические явления, которые реализуются в определенном социуме (социальной группе или во взаимоотношениях с другими людьми). В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности.

Направленность - это сложное психическое свойство, представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности, определяющих характер ее деятельности. Ее содержание формируется на основе взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей человека и показывает, к чему он стремится в жизни, какие цели ставит перед собой и что его к этому побуждает.

Как сложное психическое свойство личности, направленность имеет свою внутреннюю структуру, включающую потребности, мотивы и цели.





Сейчас читают про: