double arrow

Цели установления нового порядка избрания глав субъектов РФ

• централизация системы государственного управления;

• построение вертикали исполнительной власти, подчиненной Президенту РФ;

• борьба с коррупцией в регионах;

• усиление борьбы с преступностью и терроризмом;

• поддержка процесса смены поколений среди региональных элит, выдвижение новых кадров;

• повышение ответственности глав субъектов РФ.

Порядок избрания высшего должностного лица субъекта РФ следующий:

предложение по кандидатуревысшего должностного лица субъ­екта РФ (далее — главы региона) вносится Президентом РФв законодательный (представительный) орган за 35 дней до срока истечения полномочий действующего главы региона;

• перед внесением предложения Президент РФ проводит консуль­тации с законодательным (представительным) органом субъек­та РФ по кандидатуре (кандидатурам) на указанный пост;

законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ рассматривает представленную Президен­том РФ кандидатуру высшего должностного лица субъек­та РФв течение 14 дней со дня внесения представления;

решение законодательного (представительного) органа государ­ственной власти субъекта РФ о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ счи­тается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатовзаконодательного (представи­тельного) органа государственной власти субъекта РФ;

• в случае, если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмот­рен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, решение законодательного (представительного) органа о наделении гражданина РФ пол­номочиями высшего должностного лица субъекта РФ считается принятым, если за него проголосовало более половины от установ­ленного числа депутатов каждой из палат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

в случае отклонения законодательным (представительным) ор­ганом государственной власти субъекта РФ представленной кандидатуры высшего должностного лица субъекта РФ Прези­дентом РФ не позднее 7 дней со дня отклонения повторно вно­сится предложение о кандидатуре;

в случае двукратного отклонения представленной кандидатуры (представленных кандидатур) или не рассмотрения в установ­ленный срок проводятся соответствующие консультации с за­конодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ. По результатам указанных консультаций Президент РФ.

• вправе внести третий раз предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ;

• либо назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, но не более чем на шесть месяцев;

• в случае, если после представления в третий раз кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта РФ зако­нодательный (представительный) орган государственной вла­сти субъекта РФ принял решение о ее отклонении либо не принял решение об отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями высшего должностного лица субъ­екта РФ, Президент РФ вправе распустить законодательный (представительный) орган государственной власти субъек­та РФ.

В случае принятия решения о досрочном прекращении полно­мочий законодательного (представительного) органа государст­венной власти субъекта РФ назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ. Указан­ные выборы проводятся не позднее чем через 120 дней со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полно­мочий законодательного (представительного) органа государст­венной власти субъекта РФ. В этот период полномочия высшего должностного лица субъ­екта РФ осуществляет назначенный Президентом РФ временно исполняющий обязанности высшего должностного лица субъек­та Российской Федерации.

Полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ может быть наделен: гражданин Российской Федерации,достигший 30 лет.

Иных ограничений (например, обязательное проживание в соот­ветствующем субъекте РФ, знание языка, занятие указанной должности в прошлом и др.) законодательство не устанавливает. Высшее должностное лицо субъекта РФ не может:

1) быть одновременно:• депутатом Государственной Думы; • членом Совета Федерации; • судьей;

2)замещать:

• иные государственные должности Российской Федерации или го­сударственные должности федеральной государственной службы,

• иные государственные должности субъекта РФ или государс­твенные должности государственной службы субъекта РФ,

выборные муниципальные должности и муниципальные долж­ности муниципальной службы;

3) не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме:

• преподавательской; • научной; • иной творческой деятельности (если иное не предусмотрено законодательством РФ).

Срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ определяется Президентом РФ, при этом не может превышать 5 лет.

С 15.12.2004 законодательно отменена действовавшая в 1999 — 2004 гг. норма об ограничении максимальной продолжительности пребывания в должности главы субъекта РФ 2-мя сроками. Это зна­чит, что:

• гражданин РФ может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ неоднократно (может быть вновь переназначен через 5 лет или иной срок);

• те главы субъектов, которые уже занимают свои должности по 10 — 14 лет, вновь получили возможность остаться на своих постах (по старому закону все они должны были бы уйти в ближайшее время в связи с невозможностью выдвинуться на третий срок), также как они могут быть не назначены или смещены с постов, несмотря на их "стаж" руководства регионом;

• высшее должностное лицо субъекта РФ может занимать свою должность столько, сколько его предлагает Президент РФ и утверждает законодательный (представительный) орган, при условии, если его полномочия не будут прекращены досрочно.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ прекра­щаются досрочно в случаях:

его смерти;

отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выра­жением ему недоверия законодательным (представительным) ор­ганом государственной власти субъекта РФ;

• его отставки по собственному желанию,

отрешения его от должности Президентом Российской Федерации:

• в связи с утратой доверия Президента РФ;

• за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

• в иных случаях, предусмотренных федеральным законода­тельством;

• признания его судом недееспособным или ограниченно дееспо­собным;

• признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

• вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

• его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное ме­сто жительства;

утраты им гражданства Российской Федерации.

Федеральными законами "Об общих принципах организации за­конодательных (представительных) и исполнительных органов го­сударственной власти субъектов Российской Федерации от 06.10.99 № 184-ФЗ (ред. от 11.12.2004) и "Об основных гарантиях изби­рательных прав и права на участие в референдуме граждан Рос­сийской Федерации" от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 11.12.2004) установлен принципиально новый порядок избрания глав ре­гионов, а также закреплен ряд нововведений, которые прежде отсутствовали в законодательстве субъектов РФ. В результате этого, с 15.12.2004 (дня вступления новых редак­ций вышеуказанных федеральных законов в силу) конститу­ции (уставы) всех субъектов РФ перестали соответствовать федеральному законодательству (например, по-прежнему пре­дусматривают избрание глав субъектов РФ (в том числе — пре­зидентов республик в составе РФ) всенародным голосованием. Поэтому в целях приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с ФЗ "Об общих принци­пах организации законодательных (представительных) и ис­полнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и обеспечения преемственности власти устанавли­вается переходный период - два календарных года со дня вступ­ления в силу поправок к вышеуказанным законам от 11.12.2004 — с 15.12.2004 по 15.12.2006.

За эти 2 года все субъекты РФ должны были привести свои консти­туции (уставы), законодательство в соответствие с федераль­ными законами — т. е. отразить в конституциях (уставах) и за­конодательстве субъектов РФ новый порядок избрания глав регионов, иные нововведения.

Другой проблемой является то, что часть глав субъектов РФ были избраны (переизбраны) на свои должности совсем недавно (по старому закону). Например, 19.12.2004 и 26.12.2004 в не­скольких субъектах РФ — Камчатской, Курганской, Брянской областях, Хабаровском крае, а также Республике Марий Эл, иных субъектах РФ прошли прямые выборы населением глав субъ­ектов РФ — последние по старому законодательству. В резуль­тате этих выборов народом были избраны главы субъектов РФ. Было бы не логично руководителей, только что прошедших через "сито" выборов и получивших от народа подтверждение своих полномочий до 2008 — 2009 гг. тут же снимать с должно­сти и назначать по новой системе (или назначать других руко­водителей).

Поэтому, согласно ФЗ "О внесении измене­ний в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных орга­нов государственной власти субъектов РФ" и в ФЗ "Об основных гарантиях избиратель­ных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" № 159-ФЗ от 11.11.2004, высшие должност­ные лица субъектов РФ, избранные до вступления в силу данного федерального закона, осуществляют свои полномочия до истече­ния срока полномочий, установленного конституцией (уставом) субъекта РФ.Т.е. те главы субъектов РФ, которые избраны по старой системе, сохраняют свои полномочия до конца сро­ка, на который они избраны (а это может быть и 2005 г, и 2007 г., и 2009 г.). Автоматического переназначения всех глав субъектов РФ закон не предусматривает. Переход на новую систему должен произойти постепенно.

При этом, высшее должностное лицо субъекта РФ, избранное (избранный) до вступления в силу указанного закона, до истече­ния срока полномочий, установленного конституцией (уставом) субъекта РФ в соответствии с федеральным законом, может поставить перед Президентом РФ вопрос о доверии и досрочном сложении своих полномочий.

Президент РФ в течение 7 днейпринимает решение:

• о доверии высшему должностному лицу субъекта РФ;

• внесении его кандидатуры в законодательный (представитель­ный) орган государственной власти субъекта РФ для наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ.