Общая ха –ка ранней юности

Юность - это довольно длительный период жизни человека от 14-15 до 25 лет, разделяют на раннюю и позднюю юность Ранняя юность охватывает период от 14-15 до 18 лет

Изучение психологических проблем юности отмечается двумя основными подходами

Ряд теорий (биологического, психологического, психоаналитического направления) объясняют юность, исходя преимущественно из изменений в организме и их внутренних факторов При этом противопоставляется развитие человека или в качестве индивида, или как личности На одном из полюсов этого подхода - биологические теории, для которых юность - это важный этап роста организма детерминирует все линии (морфологическую, физиологическую, социал ьно-психологическую) онтогенеза индивидда.

Психологические теории подчеркивают, что юность является своеобразным этапом развития внутреннего мира, прежде всего - самосознания ребенка

В психоаналитических теориях акцентируется внимание на юности как этапе бурного психосексуального развития ребенка

Другой подход - социологический - отмечается попытками раскрыть основном внешнюю детерминацию периода юности с точки зрения общества, интересов его развития В этом смысле юность - этап социализаци ее ребенка, перехода от зависимого детства к самостоятельной взрослости, формирование социальных ролей, ценностных ориентацийй.

Для отечественной психологии характерно учета диалектического единства биологических, психологических и социальных составляющих в развитии личности Трудности юности объясняются различием в моментах д достижения индивидом, с одной стороны, биологической зрелости, а с другой - социальной зрелости В нашем технологически высокоразвитом обществе, где период школьного обучения достаточно длительный и имеет тенд Энке к росту, биологическое созревание опережает хозяйствовоне.

Большинство юношей и девушек этого возраста уже достигают половой зрелости Почти завершается созревание и всего организма ребенка Физическое развитие старшеклассников в темпах замедляется и более заметен у девушек, а юноши постепенно \"догоняют\" их Увеличение роста у девочек продолжается в основном до 16-17 лет, а у юношей - до 17-18 рокио 17-18 років.

Особенно быстро растет мышечная масса и сила у ребят, что делает этот период важным для их достижений в некоторых видах спорта Более сбалансированными становятся показатели в росте внутренних органов, размер р сердца в пропорциях относительно показателей сосудистой и мышечной систем достигает показателей взрослого человека Значительно совершенствуется нервная система, которая становится стабильной и выносливой Тормозные процессы врив новажени с процессами возбужденияння.

Еще одной особенностью современности является ускорение биологического созревания (акселерация) и замедления социального Социальная зрелость измеряется многими параметрами, которые появляются неодновременно и инди ивидуально Так, общество признает взрослость человека с 17 лет, когда она получает паспорт, начинает отвечать за все свои поступки перед законом, пользуется избирательным правом и всеми другими правами д орослои человека время фактическая социальная зрелость может наступить как раньше момента ее юридического признания (например, во время войны, когда используется труд подростков и юношей), так и позже Еще долгое время после вступления совершеннолетия молодой человек сохраняет материальную зависимость от родителей и семьи (особенно, если продолжает учебуння).

Социальная ситуация развития обусловлено подготовкой старшеклассника к поступлению в самостоятельную жизнь, который заключается в выборе профессии, в определении дальнейшего жизненного пути (продолжить обучение, создать семью, начать трудовую ди ияльнисть т.п.) Отсюда - наиболее актуальной личностной проблемой старшеклассника является осуществление жизненного самоопределения, которое бы дало ему в будущем в полной мере реализовать себя в труде, обществе венных жизни, в семьиї.

Психическое развитие в ранней юности - это та необходимая основа, которая позволяет человеку сознательно и обоснованно осуществить выбор дальнейшего жизненного пути согласно своим возможностям и индивидуальных осо обливостей Проверка правильности сделанного жизненного выбора, а в некоторых случаях и его смена длится во второй половине юношеского возрасту.

Социальная ситуация развития старшеклассника порождает противоречие между идентификацией и индивидуализацией его личности среди окружающих людей (Д И Фельдштейн) С одной стороны, юноши стремятся к независимый ежности, самостоятельности, защищают свое право на индивидуальность Кроме того, активизируется ценностно-ориентационная деятельность, усиливается стремление сознательно строить свое поведение в соответствии с су действующих общественных норм и требований Результатом взаимодействия процессов индивидуализации и идентификации является дифференциация умственных способностей и интересов, развитие интегральных механизмов самосознания, произведут ения мировоззрения, жизненной позициизиції.

Ведущей деятельностью для старшеклассников выступает учебно-профессиональная деятельность

Центральным новообразованием личности в ранней юности является готовность старшеклассника к жизненному самоопределению (И В Дубровина), центром которого является профессиональный выбор В 80-е годы в выборе профессии старшеклассники, прежде всего, ческие нтувались на престижность профессии (ее социальную значимость), требования профессии к личности, принципы и нормы взаимоотношений, характерные для данного профессионального круга Сегодня заметно возрастает прагматичность молодых людей при решении этого вопросаання.

Жизненное самоопределение происходит с опорой на главное новообразования психики старшеклассника - его мировоззрение, что составляет систему обобщенных взглядов на действительность, где научные знания переплетаются я с убеждениями и отношением.

Заключение об общей характеристике раннего юношеского возраста:

- ранняя юность охватывает период от 14-15 до 18 лет;

- для современных юношей характерно ускорение биологического созревания (акселерация) и замедления социального с опережением биологического;

- физическое развитие старшеклассников в темпах замедляется рост размера внутренних органов происходит пропорционально относительно показателей сосудистой и мышечной систем, в нервной системе тормозные о оцесы уравновешены с процессами возбуждения

- социальная ситуация развития обусловлено подготовкой старшеклассника к поступлению в самостоятельную жизнь;

- центральным новообразованием личности в ранней юности является готовность ребенка к жизненному самоопределению;

- главное новообразования психики старшеклассника - его мировоззрение

2 Система общения и взаимоотношений у старшеклассниковв

Во взаимоотношениях с родителями сохраняется стремление старшеклассников к равенству и автономии, проявляется на следующих уровнях:

o поведенческом - принятие самостоятельных решений по лично важных вопросов (выбор друзей, проведения досуга, подбор

одежды);

o эмоциональная - наличие собственных предпочтений, независимых от родителей;

o моральная и ценностная - наличие собственных взглядов и оценок (И С Кон)н).

Эмоциональная автономия сопровождается значительными трудностями в общении, если родители несерьезно воспринимают новые переживания и желания своих детей: часто смеются или осуждают их действия или внешность; кри итикують их захвата, друзей, злоупотребляют запретами результате допущенных взрослыми ошибок у старшеклассника возникает отчужденность, замкнутость, тайны тощо.

Морально-ценностная автономия демонстрируется, как правило, во внешних аспектах: следование моде, экстравагантное поведение, способы проведения досуга В принципиальных вопросах дальнейшего жизненного самовиз значения (выбор профессии) старшеклассники большей степени полагаются на родителив.

Взаимоотношения с ровесниками Чувство одиночества, переживание собственной ненужности, обусловленные возрастными противоречиями становления личности, вызывают у молодых людей неудержимое стремление к объединению и общению со сверстниками ками, в обществе которых они надеются найти такие остро нужны им эмоциональное тепло, понимание, признание собственной значимости тощ.

важное для старшеклассника - быть принятым, заслужить одобрение, иметь престиж среди сверстников Социометрия обнаруживает более или менее постоянные (годами) группы популярных и пассивных учеников в классе П Популярность основывается на различных основаниях, в зависимости от групповых ценностей и уровня развития ученического коллектива Такими основаниями могут быть и педагогически нежелательные качества ученика: недисциплинированность ь, дерзость, агрессивность Низкий статус в группе, как правило, коррелирует с высоким уровнем личностной тревожностиості.

Круг общения старшеклассников отмечается, как расширением его сферы, так и углублением взаимоотношений (И С Кон, В О Лосенков)ков).

Расширение сферы общения выражается в следующем Увеличивается продолжительность общения с товарищами (3-4 часа в будни, 7-9 часов в выходные и праздничные дни) Растет количество референтных социальными их групп, в которые входит подросток (класс, спортивная команда, компания друзей по месту жительства) Требования этих групп разнонаправленные и противоречивые, что ставит молодого человека перед необходимостью выбора Стал ления старшеклассников к ровесникам крайне некритическое, процветает подражания и конформизм Возникают юношеские неформальные объединения, которые стремятся функционировать за пределами контроля и опеки со стороны родителей и педагогов Эти объединения смешанные по возрасту и социальному статусу их участников Они оказывают значительное влияние на старшеклассников и могут негативно сказываться на их дальнейшей судьбе, служа ячейками началь ного алкоголизма, наркомании, игрома-нии т.п. В некоторых случаях такие группы совершают противоправные действия и даже носят криминальный харакхарактер.

В неформальных объединениях существенно другая социометрическая структура, чем в школьном классе Учащиеся, непопулярные среди одноклассников, могут занимать здесь высокий статус, или даже быть лидерами Кроме того,, неформальные юношеские объединения на всегда имеют антисоциальный характер, но остаются при этом закрытыми образованиями, которые хранят в тайне от близких взрослых свое \"внутреннее\" жизнь с йог в нормами и ценностями Это дает основание говорить о наличииро наявність юношеской субкультуры.

Углубление взаимоотношений с окружающими выражается в дифференцированности манеры общения с разными людьми и группами, в избирательности и требовательности относительно близких друзей.

Высокой избирательности взаимоотношения старшеклассников приобретают в дружбе Юношеская дружба более устойчивая и глубокая, чем подростковая Она требует от друзей глубоко доверчивых (интимных) отношений, эмоционального тепла а, открытости, преданности Юноша стремится раскрыть себя перед другими и лучше всего это удается в общении с другом, который понимает с полуслова Поэтому для окружающих, наблюдающих за разговором двух друзей она может показаться пустой и бессодержательной разговором, а на самом деле высокоценных для самих старшеклассников Вместе со стремлением к доверчивым контактов между друзьями, у старшеклассника отчетливо проявл яеться невнимание к переживаниям другого, сосредоточение на собственных проблемах, что приводит к неудовлетворенности дружескими контактами, возникновение чувства отсутствия взаимопониманияміння.

Появляется потребность в любви - сначала у девочек, - духовность которого берет начало в дружбе и любви к близким (до родителей, сестер) Возникают серьезные увлечения, многие начинает половую жизнь я Любовь в этом возрасте окутано мечтами и романтикой, мало ориентировано на реальные личностные черты друг друга Любовь и дружба, с одной стороны, требуют развитой самосознания их субъектов, а с др. ого, способствуют развитию рефлексивных механизмов личностисті.

Заключение о системе общения и взаимоотношений у старшеклассников:

- во взаимоотношениях с родителями сохраняется стремление старшеклассников к равенству и автономии;

- в обществе ровесников юношество удовлетворяет острые потребности в эмоциональном тепле, понимании, признании собственной значимости;

- круг общения старшеклассников отмечается, как расширением его сферы, так и углублением отношений;

- возникают юношеские неформальные объединения, которые стремятся функционировать за пределами контроля и опеки со стороны родителей и педагогов и создают юношескую субкультуру;

- юношеская дружба более устойчивая и глубокая, чем подростковая;

- появляется потребность в любви, которое в этом возрасте окутано мечтами и романтикой, мало ориентировано на реальные личностные черты друг друга.

3 Развитие познавательных процессов старшеклассника

Развитие познавательных процессов старшеклассника обусловлен общим характером его умственной деятельности Умственное развитие замедляется по темпам, но качественно он значительно усложняется, обеспечивая формирование мировоззрения, как системы взглядов на действительность Старшеклассник овладевает сложными интеллектуальными операциями, происходит существенное обогащение понятий, дифференциация интересов, способностей Формируется индивидуальный стиль ума овой деятельноститі.

Восприятие становится сложным интеллектуальным процессом, дифференциация и интеграция которого среди других познавательных процессов достигла высокого уровня благодаря опоре на предыдущий опыт, имеющиеся знания и умственные способностей в.

Растут возможности внимания которые в полной мере проявляются только при условии глубокого познавательного интереса к объекту познания Поэтому показатели внимания сильно зависят от мотивов познавательной деятельности, не имеют стабильного характе эру Юноши часто проявляют невнимательность к учебному материалу из-за того, что слишком погружены в свои личностные проблемы, глубоко переживают трудности в общении с окружающими и т.п. (П Я Гальперин) Можно говорить о том, что основные трудности старшеклассник испытывает при необходимости переключить внимание, время отвлекаясь от своих глубинных переживанийивань.

Память совершенствуется под влиянием развития воли и мышления Произвольная память отчетливо опережает невольное Качество запоминания зависит как от волевых способностей старшеклассника, так и от владения им м приемами умственной обработки материала, а также от интересов, связанных с профессиональным выбором Старшеклассник обладает всей системой способов произвольного запоминания, которые детально изучил А О Сми рнов Благодаря этому у школьника растет производительность памяти на абстрактный матетеріал.

Мышление старшеклассника развивается в условиях сложной учебной деятельности, обеспечивающей овладение им научными знаниями, которые образуют основу мировоззрения личности Старшеклассник способен к самообразованию и, достигая при этом результатов того же уровня, что и в условиях обучения Мышление оперирует знаниями, которыми обладает старшеклассник Возрастает роль логических рассуждений и получения правильных умозаключениидів.

Признаками мышления старшеклассника являются такие свойства:

o Системность, когда ученик целенаправленно ищет связи между своими знаниями, причины тех или иных фактов, событий, пытается осознать их закономерный характер;

o Рефлексивность (сознательное использование мышления для поиска ответа на вопрос, гибкое использование средств мышления, его вариативность, гипотетичности);

o Мировоззренческая ориентация, теоретизирования, создания абстрактных теорий, увлеченность философскими размышлениями (Н С Лейтес, Ж Пиаже);

o Ориентация на поиск, мышление носит продуктивный, творческий характер Ученик стремится самостоятельно дойти до сущности вопросов, интересующих его, дать им свое объяснение принимает на себя роль ученого, искателя, оттуда творюе научно-поисковый процесс, например, при доказательстве теоремы, выводе формулы Обладает элементарной формой интеллектуального экспериментату;

o Ограниченность мышления связана с отсутствием системы и метода Это особенно обостряется при возникновении ошибок в мышлении, при получении ложных результатов, которые старшеклассник не в состоянии преодолеть

Вещание усложняется по содержанию и форме благодаря развитию мышления и овладению всеми системами (прежде всего, лексической и синтаксической) родного и иностранного языков Старшеклассник на достаточно высоком уровне Володи и есть всеми видами речи (диалогической и монологической, устным и письменным, внешним и внутренним) Это дает ему возможность точно выражать свои мысли и переживания Осуществляется переход от развернутого к сокращенному внутренней речи, последнее становится формой существования мыслительных дидій.

Воображение старшеклассника отмечается произвольностью, что проявляется в способности планировать свою деятельность и дальнейший жизненный путь совершенного становится репродуктивная воображение С помощью творческого воображения старшеклассник сп проможний разрабатывать сложные замыслы творческих работ (рисунков, конструирования, произведений) и воплощать йїх.

В планах на будущее важное место занимают мечты, которые становятся конкретными и действенными

Заключение о развитии познавательных процессов старшеклассника:

- умственное развитие человека в период ранней юности замедляется по темпам, значительно усложняется и обеспечивает формирование мировоззрения;

- познавательные процессы приобретают устойчивую произвольности, интеллектуальной сложности, дифференцированности и интегрированности;

- юношам сложно направлять свою познавательную активность на учебный материал из-за того, что они слишком погружены в свои личностные проблемы;

- старшеклассник обладает сложной системой способов произвольного запоминания;

- мышление старшеклассника обеспечивает овладение научными знаниями;

- старшеклассник способен к самообразованию, достигая при этом результатов того же уровня, что и в условиях обучения

Эмоционально-волевая сфера в ранней юности

Эмоциональная сфера старшеклассников сложная и разноцветная Она становится более насыщенной и гибкой по сравнению с подростком, растет ее управляемость и контролируемость Уменьшается содержание аффективных реакций, эмоционального цийне жизни является интенсивным, хотя становится менее бурным и более стабильным Так, юноши и девушки, независимо от типа нервной системы, значительно сдержаннее и вривноважениши сравнению с подростками (О В Кучмен коенко).

Значительного уровня развития достигают высшие чувства, которые обуславливают целый ряд потребностей: эстетических, интеллектуальных, социально-нравственных Благодаря высокой значимости для старшеклассника общения на основе партнерства у него особенно интенсивно развиваются социальные чувства: эмпатия, чувство взаимопонимания, духовного единства, чуткости тощо.

В эмоциональном портрете старшеклассника все более заметными становятся индивидуально-типологические особенности Созревание темперамента обусловливает его влияние на процесс эмоциональной жизни Среди школьников четко выделим няються Экстравертированный и интравертовани типы Первые открыто и отчетливо демонстрируют свои переживания, вторые - снаружи малоемоцийни, наблюдателю трудно определить их переживанияння.

В волевой сфере растет уровень сознательного самоконтроля, связанного со стремлением соответствовать требованиям группы время, уровень самоконтроля еще неустойчивый и ситуативный В разных ситуациях один и тот же ст таршокласник может поступить довольно непредсказуемо хватает старшекласснику и умение прилагать систематические усилия при преодолении препятствий, проявляется как слабость воли, зависимость от внешних воз вел, безответственность, ненадежность, склонность легко и беспричинно обижаться т.п. При нервно-психических нагрузках самоконтроль старшеклассника значительно снижаетсяться.

У старшеклассника достаточно отчетливо проявляется определенный тип темперамента, основные структуры которого задаются еще в подростковом возрасте Ранняя юность отмечается усилением интегральных связей между его элем ментами, вследствие чего облегчается управление личностью собственными реакциями (В С Мерлин) Типологические особенности нервной системы остро проступают в поведении старшеклассника, имея в крайних свои х проявлениях вид акцентуаций, возникающие на почве врожденных особенностей нервной системы при наличии неблагоприятных социальных условий При углублении акцентуаций они переходят в патологические раз лады психики - психопатии (О Есть Личко Лічко).

Среди старшеклассников часто встречаются следующие акцентуации (К Леонгард)

Застревание - возбуждение сочетается с упрямством, мнительностью, нетерпимостью к критике и возражений

Демонстративность - амбициозность, хвастовство, хвастовство, дерзость, стремление что подчеркнуть свою значимость, способность непредсказуемых действий с целью привлечения к себе внимания окружающих

Экзальтированные - легко возбуждаются и внушаемы, подвержены аффектов, к чрезмерно яркого выявления эмоций увлеченности, удивление, вдохновение, сумму, отчаяния Обострение этих черт приводит к неразборчивым ти молодых людей в знакомствах, склонности к непродуманным, авантюрные поступкив

Тревожные - постоянно ожидают опасности, робкие, застенчивые, нерешительные, уступающие, свойственна реакция бегства, а не преодоление сложных обстоятельствах Замкнутость \"тревожных\" старшеклассников может перерасти в болезненную самоизоляцию или и чувство неполноценности тощнності тощо.

Наряду с высокой эмоциональной чувствительностью и впечатлительностью старшеклассников в них интенсивно формируются способы психологической защиты (И С Кон)

Заключение об эмоционально-волевую сферу человека в ранней юности:

- эмоциональная сфера старшеклассников становится более насыщенной и гибкой по сравнению с подростком, растет ее управляемость и контролируемость;

- эмоциональная жизнь юношества является интенсивным, хотя менее бурным и более стабильным; значительного уровня развития достигают высшие чувства и соответствующие им потребности (эстетические, интеллектуальные, социально-нравственные);

- выразительности приобретают индивидуально-типологические особенности эмоциональной сферы юношей;

- в волевой сфере растет уровень сознательного самоконтроля, связанного со стремлением соответствовать требованиям группы;

- уровень самоконтроля еще неустойчивый и ситуативный, что создает благоприятную почву для появления у юношей акцентуаций характера

Развитие самосознания старшеклассника

Самосознание старшеклассника отмечается эгоцентризмом, который играет положительную роль Он позволяет молодому человеку открыть свой уникальный внутренний мир, соотнося его с внешним миром, сп понукае к осмыслению своего места в действительности и способствует становлению мировоззрениеу.

Важным фактором формирования самосознания становится пол личности Чувство взрослости координируется в сознании старшеклассника с мужской или женской ролью Интенсивно развивается восприятие себя как к личности определенного пола с характерными потребностями, мотивами, ценностными ориентациями, отношениями к представителям противоположного пола и соответствующими формами поведения (И В Дуброве-винаіна).

Развитие самосознания в этот возрастной период происходит в следующих основных направлениях (по В С Мерлин):

1) Осознание идентичности (разграничение \"я\" - не \"я\" и его преемственность во временной личностной перспективе);

2) \"Я\" - субъект деятельности (возникает еще с 3-х лет, когда малыш осознает себя как источник действий, заявляя \"я сам\");

3) Осознание своих психических качеств (собственной индивидуальности);

4) Усвоение системы социально-нравственных самооценок Формирование личностной идентичности составляет чрезвычайно

важное направление развития самосознания старшеклассника, для которого свойственна обостренная потребность переосмысления своего \"Я\", связано, во-первых, с резкими и бурными изменениями внешности, появлением новых п переживаний (кризис идентичности, за Е Эриксоном), а во-вторых, с перспективами жизненного самоопределения и выбором профессии (Г К РадчукГ. К. Радчук).

У молодых людей возникает внимание к собственному телу и к изменениям в нем, больно воспринимаются любые внешние недостатки (низкий рост, полнота, детские черты) Они пытаются быть взрослым, прежде всего, извне ні.

Усиливается самонаблюдения, рефлексия собственных переживаний, интерес к внутреннему миру человека вообще Образ \"Я\" выступает в вариантах: реальное \"Я\" (каким является сейчас), динамическое \"Я\" (стараюсь быть), ид деальне \"Я\" (каким следует быть), фантастическое \"Я\" (хотел бы бытьід бути), фантастичне "Я" (хотів би бути).

Меняются критерии самоанализа Если подросток ориентируется на поиск своих неповторимых черт, то юноша - особенности своего положения среди других людей Глубина самоанализа зависит от социальных (тип н учебного заведения, где учится юноша), индивидуально-типологических (экстраверт, или интроверт), биографических (условия семейного воспитания) фактореів.

Удачный поиск своего \"Я\" приводит к самопринятия личности старшеклассника, а неудачное - до самоотрицания, самовидтор-Гненный, которую ЕЕриксон назвал \"неадекватной идентичностью\" Развитие последней мо оже идти по следующим основным направлениям: отказ от глубокого и доверительного общения, избегание тесных взаимоотношений с другими; деформация личностного времени, неспособность строить жизненные планы страх стать взрослым, боязнь перемен; блокирование реализации продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то одной основной деятельности; отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражанияазків для наслідування.

Самооценка в ранней юности становится более дифференцированной, рациональной, аргументированной и является результатом психической активности старшеклассника в следующих основных формах:

o Сравнение достигнутого с ожидаемым (\"я знаю и поэтому получил высокую оценку\") Деформация этого способа самооценки проявляется в том, что юноши создают неоправданные искусственные ситуации самопроверки (пе ерестрибнуты с крыши на крышу 5-ти этажных домов; прыгать в воду с высокой скалы, не зная дна и глубины, бесчинства с оружием и т.п.)роєю тощо);

o Анализ мнений о себе, высказанных окружающими Взрослые и ровесники пользуются различными критериями оценки старшеклассников, которые иногда противопоставляются - то, что одобряют ровесники, осуждают бать ьки.

Представления о себе различается с обобщенным образом своих сверстников (\"Мы\") как по содержанию, так и по системе оценок Ребята считают себя менее смелыми, менее коммуникабельными и жизнерадостными, чем сверстники, но добрее и не лучше развитой способностью понять другого человека Девушки же приписывают себе меньшую коммуникабельность, но большую искренность, справедливость и верность (И С Кон, В О Лосенков В. О. Лосєнков).

В десятиклассников ниже дисперсия в показателях самооценки, чем у выпускников (ию Кулагина) В большинстве учеников она стабильно высокая и сравнительно бесконфликтная Преобладает оптимистическая оценка себя, своих м возможностей, уверенность преобладает над тревожностью К моменту окончания школы, когда нужно делать реальный выбор своего будущего, не все учащиеся способны сохранить стабильную самооценку Часть выпуск ников сохраняет оптимистическую, несколько завышенную самооценку, в других самооценка избыток завышена, охватывает все стороны жизни, в ней переплетается реальность с желательным; третьи (преимущественно девушки) имеют низкую конфликтную самооценку, уверены в себе, остро переживают несоответствие своих стремлений имеющиеся возможностивостям.

Обобщенная самооценка отражается в самоуважении, которая составляет довольно устойчивое образование, меняется постепенно Представление о собственную самоценность часто является преувеличенным Это выглядит как юношеская самовпе евненисть, что не выдерживает проверки реальными делами, и расценивается окружающими как хвастовство, неумение придерживаться своего словва.

В противном случае наблюдается пониженная самоуважение, которая делает человека бездействовать, неуверенной, одинокой Такие молодые люди болезненно реагируют на критику, юмор В них преобладает экстернальный ло окус контроля: считают, что главная причина неудач в том, что окружающие не замечают их достоинств Для таких учеников благоприятными являются ситуации, где можно провиты себя с лучшей стороны, достичь успехіху.

Заключение о развитии самосознания старшеклассника:

- самосознание старшеклассника отмечается эгоцентризмом, что позволяет ему открыть свой уникальный внутренний мир и способствует становлению мировоззрения;

- интенсивно развивающаяся восприятие себя как личности определенного пола;

- обостряется необходимость переосмысления своего \"Я\", связанная с резкими и бурными изменениями внешности, с появлением новых переживаний, с перспективами жизненного самоопределения;

- у юношества усиливается самонаблюдения, рефлексия собственных переживаний, интерес к внутреннему миру человека вообще;

- удачный поиск своего \"Я\" приводит молодого человека к само-принятие своей личности, а неудачное - до ее самоотрицание, самовидторгнення;

- самооценка в ранней юности становится более дифференцированной, рациональной, аргументированной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: