Современные тенденции и перспективы историко-психологических исследований

В настоящее время историко-психологические исследования приобре­тают особое значение. Выделим основные тенденции, характеризующие современное состояние истории психологии.

1. Внимание к конкретным историко-сравнительным и культурносопоставительным исследованиям (исследование различных периодов в развитии психологии, а также опоставление общих и выявление специ­фических особенностей отечественной и зарубежной психологии).

2. Внимание к творческому наследию ученых и достижениям научных школ.

3. Переиздание ранее труднодоступных трудов известных отечественных психологов, перевод на русский язык классических работ зарубежных ученых.

4. Расширение историко-психологических исследований за счет меж­
дисциплинарной интеграции историков психологии с представителями
смежных с психологией научных дисциплин: историков, философов, физиологов, культурологов, педагогов.

5. Увеличение числа научных центров, специально разрабатывающих
проблемы истории психологии:

- лаборатория истории психологии и исторической психологии Инсти­
тута психологии РАН (зав. лаб. В А. Кольцова)

- лаборатория истории психологии в Институте проблем развития лич­
ности (зав. лаб. Т Д. Марцинковская)

- лаборатория истории психологии в Психологическом институте РАО
(зав. лаб. И.В. Равин-Щербо)

- кафедра общей психологии и истории психологии Института молоде­
жи (зав. Ю.Н. Олейник)

- сектор истории психологии Института истории естествознания и тех­
ники РАН (зав. М.Г. Ярошевский)

- кафедры психологических факультетов Московского, Санкт-Петер­
бургского, Ярославского, Ростовского и других университетов

Актуальные историко-психологические разработки осуществляются учеными Нижнего Новгорода (В.В. Большакова и ее ученики), Самары, Перми, Владикавказа, Казани и других городов России, учеными стран СНГ (Алма-Аты, Киева, Запорожья и др.) и др.

В целом, развитие историко-психологического направления в совре­менной психологии имеет существенное значение для всех отраслей пси­хологической науки (общей психологии, политической психологии, со­циальной психологии, детской и возрастной психологии, медицинской психологии и др.).

Результаты историко-психологических исследований могут быть ис­пользованы в теоретических и практических исследованиях:

· психологии личности (для раскрытия свойств личности как объекта
и субъекта исторического процесса);

· в политической науке и практике (в целях повышения эффективно­
сти анализа и прогнозирования политического процесса);

· в практике социально-психологических и психотерапевтических
служб
(для учета информации о психологических и психопатологических
тенденциях развития личности в настоящее время);

· в процессе подготовки профессиональных психологов и т.п.

Таким образом, опыт развития научного познания подтверждает, что существование теории немыслимо вне конкретных исторических условий. В этом смысле роль историко-психологических исследований при­обретает особую значимость. Как отмечал В.И. Вернадский: «При крутом переломе понятий и пониманий происходящего, при массовом создании новых представлений и исканий неизбежно стремление связать их с про­шлым». Этот закономерный интерес к своей истории касается различных сфер и областей культуры, науки, образования, в том числе истории пси­хологической науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: