В настоящее время историко-психологические исследования приобретают особое значение. Выделим основные тенденции, характеризующие современное состояние истории психологии.
1. Внимание к конкретным историко-сравнительным и культурносопоставительным исследованиям (исследование различных периодов в развитии психологии, а также опоставление общих и выявление специфических особенностей отечественной и зарубежной психологии).
2. Внимание к творческому наследию ученых и достижениям научных школ.
3. Переиздание ранее труднодоступных трудов известных отечественных психологов, перевод на русский язык классических работ зарубежных ученых.
4. Расширение историко-психологических исследований за счет меж
дисциплинарной интеграции историков психологии с представителями
смежных с психологией научных дисциплин: историков, философов, физиологов, культурологов, педагогов.
5. Увеличение числа научных центров, специально разрабатывающих
проблемы истории психологии:
- лаборатория истории психологии и исторической психологии Инсти
тута психологии РАН (зав. лаб. В А. Кольцова)
- лаборатория истории психологии в Институте проблем развития лич
ности (зав. лаб. Т Д. Марцинковская)
- лаборатория истории психологии в Психологическом институте РАО
(зав. лаб. И.В. Равин-Щербо)
- кафедра общей психологии и истории психологии Института молоде
жи (зав. Ю.Н. Олейник)
- сектор истории психологии Института истории естествознания и тех
ники РАН (зав. М.Г. Ярошевский)
- кафедры психологических факультетов Московского, Санкт-Петер
бургского, Ярославского, Ростовского и других университетов
Актуальные историко-психологические разработки осуществляются учеными Нижнего Новгорода (В.В. Большакова и ее ученики), Самары, Перми, Владикавказа, Казани и других городов России, учеными стран СНГ (Алма-Аты, Киева, Запорожья и др.) и др.
В целом, развитие историко-психологического направления в современной психологии имеет существенное значение для всех отраслей психологической науки (общей психологии, политической психологии, социальной психологии, детской и возрастной психологии, медицинской психологии и др.).
Результаты историко-психологических исследований могут быть использованы в теоретических и практических исследованиях:
· психологии личности (для раскрытия свойств личности как объекта
и субъекта исторического процесса);
· в политической науке и практике (в целях повышения эффективно
сти анализа и прогнозирования политического процесса);
· в практике социально-психологических и психотерапевтических
служб (для учета информации о психологических и психопатологических
тенденциях развития личности в настоящее время);
· в процессе подготовки профессиональных психологов и т.п.
Таким образом, опыт развития научного познания подтверждает, что существование теории немыслимо вне конкретных исторических условий. В этом смысле роль историко-психологических исследований приобретает особую значимость. Как отмечал В.И. Вернадский: «При крутом переломе понятий и пониманий происходящего, при массовом создании новых представлений и исканий неизбежно стремление связать их с прошлым». Этот закономерный интерес к своей истории касается различных сфер и областей культуры, науки, образования, в том числе истории психологической науки.