double arrow

Основные виды правовых форм гос. управления

- издание нормативных актов управления

- издание индивидуальных актов управления

- заключение административных договоров

- осуществление юридически значимых действий

Также, административно-правовые формы могут быть классифицированы по ряду критериев:

а) по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов) и базирующиеся на них, т. е. различные действия, влекущие определенные юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность (регистрационные, раз­решительные, надзорные, предупредительные, пресекательные, обе­спечительные действия, лицензирование, санкционирование и т. п.).;

б) по достигаемым результатам: позитивное регулирование (ут­верждение программ социально-экономического развития и т. п.) либо реакция на негативные явления в сфере государственного управления;

в) по направленности: воздействующие на общественные отно­шения в сфере государственного управления (внешняя направлен­ность) либо на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность);

г) по объему: общеобязательные или адресованные конкретным объектам;

д) по адресату: вся система исполнительной власти (государствен­ного управления) либо упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного исполнительного органа (самоорганизация);

е) по характеру и методам решения вопросов компетенции: процедурные (например, подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные (например, в рамках административного производства);

ж) по субъектному выражению: односторонне выраженные либо двусторонние и многосторонние (административно-правовые до­говоры);

з) по инициативности: используемые субъектами исполнительной власти по собственной инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции либо являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (например, по жало­бам граждан);

и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайного или военного положения;

к) по отношению к другим субъектам государственной власти: ис­пользуемые в отношениях с законодательными (представительными) либо судебными органами;

л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в зави­симости от формы собственности (государственные, кооперативные, акционерные, коммерческие, коллективные, частные, индивидуаль­ные объекты);

м) по юридическому содержанию: предписывающие, запрети­тельные либо дозволительные.

Неправовые формы. Не влекут прямых юридических последствий. Хотя неправовые формы государственного управления и не связанные с изданием нормативных или индивидуальных актов, но они играют чрезвычайно важную роль в обеспечении повседневной деятельности органов государственного управления. Речь идет о том, что именно неправовые (их еще называют организационными) формы обеспечивают четкость слаженность работы внутриуправленческих структур, которые, в свою очередь, или играют вспомогательную роль относительно правовых форм государственного управления, или имеют самостоятельное значение.

Например, это про­ведение семинаров, совещаний, инструктивных сборов, обработка получаемой информации и т. п., т. е. осуществление различного рода организационных действий либо материально-технических операций (экспедиция, транспорт, охрана и т. п.).

Если же говорить об исполнительной власти, то можно сказать, что она имеет только юридические формы своего выражения (власть не может быть выражена в семина­рах и совещаниях, в моделировании, в делопроизводстве и т. п.). В их системе главенствующая роль отводится правовым актам управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: