которых сюжет сочиняли сами дети, Оле должны отводиться активные роли: учительницы или благополучных учениц. Принятие на себя роли учительницы, например, поможет ей снизить значимость авторитета педагога, преодолеть страх и скованность перед учителем. Снятию страхов, напряженности, связанных с посещением школы, могут помочь рисунки на темы: «Школа», «Урок», «На прогулке», «Моя семья» с дальнейшим их обсуждением. Кроме того, можно использовать прием символизации страхов и опасений с помощью пиктограмм (например, знаками изобразить такие понятия, как «радость», «грусть», «веселый урок», «добрая учительница», «страшная школа», «болезнь», «злая учительница», «тревога»), который, актуализируя эти страхи, даст девочке возможность в определенной степени сделать для нее понятными причины напряжения, волнений, а также в какой-то мере отреагировать на страхи и опасения.
Таким образом, при работе с данным случаем психолог, основываясь на представлении В.Н. Мясищева о том, что не конкретная патогенная ситуация приводит к невротическому расстройству, а отношение личности к этой ситуации, должен пытаться прежде всего изменить это отношение путем снижения значимости ситуации. Сильный страх, боязнь не оправдать ожидания окружающих были у девочки вызваны внутренним конфликтом между ее собственными представлениями о своих возможностях и требованиях, предъявляемых окружающими. Поэтому вся коррекционная работа была направлена на разрешение этого конфликта.
|
|
Различные соматические нарушения являлись следствием астенизации, и поэтому их можно рассматривать как вторичные признаки невротизации личности. Разрешение основного внутреннего конфликта дало возможность полностью исключить у девочки невротические реакции в форме соматических нарушений.
Ключи к тестам
АБВ | |
Б | |
БВГ | |
А | |
А | |
Г | |
Б | |
А | |
А | |
б | |
Г |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сравнительная таблица ведущих типологий акцентуаций
Тип акцентуации | ||
по К. Леонгарду | по А. Личко | по А. Реану |
Демонстративный | Истероидный | Истероидный |
Педантичный | Психастенический | Нет прямого соответствия. Частично психастенический и сензитивный. Неосновные элементы эпилептоидного |
Застревающий | – | Соответствия нет. Частично эпилептоидный |
Возбудимый | Эпилептоидный | Эпилептоидный (неполное соответствие) |
Гипертимический | Гипертимный | Гипертимный |
Дистимический | – | – |
Циклотимический | Циклоидный | Циклоидный. Частично лабильный |
Экзальтированный | Лабильный | Нет прямого соответствия. Частично лабильный |
Эмотивный | Лабильный | Непрямое соответствие – лабильный и сензитивный |
Тревожный | Сензитивный | Непрямое соответствие – сензитивный и психастенический. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
|
|
Cравнительная таблица акцентуации
и доминирующего типа воспитания
Тип акцентуации | Тип неправильного воспитания |
Гипертимный | Гипопротекция, доминирующая гиперпротекция |
Циклоидный | Унижение близкими |
Лабильный | Гиперпротекция, эмоциональное отвержение |
Астеноневротический | Доминирующая гиперпротекция |
Сензитивный | То же |
Психастенический | Повышенная ответственность, доминирующая гиперпротекция |
Шизоидный | Жесткие взаимоотношения |
Эпилептоидный | Жесткие взаимоотношения, потворствующая гиперпротекция |
Истероидный | Потворствующая гиперпротекция (кумир семьи) |
Неустойчивый | Гиперпротекция |
Конформный | То же |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Примерная тематика рефератов, курсовых работ
1. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии.
2. Обучаемость как дифференциально-диагностический и прогностический критерий в оценке психического состояния ребенка.
3. Смена ведущих деятельностей при различных отклонениях в развитии.
4. Особенности готовности к школьному обучению при различных видах отклоняющегося развития.
5. Речевые нарушения как фактор личностно-социального развития детей и подростков.
6. Особенности психического развития детей с нарушениями зрения.
7. Особенности психического развития детей с нарушениями слуха.
8. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
9. Ранний детский аутизм: основные симптомы, подходы к коррекции.
10. Сравнительный анализ основных тенденций психического развития при задержке психического развития и умственной отсталости.
11. Возможности и ограничения педагогической диагностики отклоняющегося развития.
12. Психотерапия в контексте психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
13. Современная концепция специальной психологической помощи.
14. Невротические расстройства в контексте отклоняющегося развития.
15. Методы изучения детей с нарушениями развития.
16. Основные направления в понимании проблемы компенсации.
17. Взаимодействие биологических и социальных факторов в психическом развитии аномальных детей.
18. Психологические параметры дизонтогенеза.
19. Психологическая характеристика основных типов нарушений психического развития.
20. Проблема социальной адаптации детей с отклонениями в развитии.
21. Психологический диагноз и его виды.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Вопросы к зачету
1. Каковы предмет и задачи специальной психологии?
2. Какова связь специальной психологии со смежными дисциплинами?
3. Назовите основные направления в понимании проблемы компенсации.
4. Что писал Л.С. Выготский о дефекте и компенсации?
5. В чем состоит проблема психологической структуры дефекта? Каково взаимодействие первичных дефектов и вторичных нарушений?
6. Рассмотрите проявление общих закономерностей психического развития при различных нарушениях в развитии детей.
7. Каковы специфические закономерности аномального развития?
8. Что писал Л.С. Выготский о роли коррекционно-педагогического воздействия при компенсации вторичных отклонений в развитии детей?
9. Дайте понятие аномального развития (дизонтогенез).
10. Каковы типы нарушений психического развития?
11. Что представляют собой компенсация и коррекция?
12. Что входит в понятие социальной адаптации? Каковы трудности взаимодействия с социальной средой у аномальных детей?
13. Расскажите о ведущей роли обучения в развитии аномальных детей.
14. Рассмотрите положение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития при обучении и воспитании аномальных детей.
|
|
15. Что представляют собой абилитация и реабилитация? Как осуществляется включение аномального ребенка в социальную среду?
16. Каковы психологические проблемы интеграции человека с нарушениями психического развития в общество?
17. Назовите основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.
18. Что входит в понятие «психологический диагноз», каковы его виды?
19. Каковы социально-психологические предпосылки эффективной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество?
20. Дайте психолого-педагогическую характеристику умственно отсталых детей.
21. Что такое задержка психического развития? Перечислите подходы к классификации вариативности состояний при ЗПР.
22. Каковы принципы дифференциальной диагностики ЗПР от сходных состояний?
23. Дайте психологическую характеристику детей с общим недоразвитием речи.
24. Каковы особенности познавательной деятельности у детей с нарушениями речи?