Государственное регулирование транспортной деятельности

Государственное управление транспортной деятельностью осуществляется прежде всего, на уровне федеральных органов исполнительной власти. В структуре этих органов создано Министерство транспорта Российской Федерации

Министерству транспорта подведомственны федеральные органы исполнительной власти: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор); Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация); Федеральное дорожное агентство (Росавтодор); Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор); Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Единство государственного управления транспортом предполагает:

· развитие на единых принципах государственного регулирования всех видов транспорта;

· сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта;

· координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта, в первую очередь - в транспортных узлах и на подходах к ним;

· координацию обеспечения средствами транспорта безопасности;

· оптимизация и развитие инфраструктуры контрольно-надзорных служб;

· согласование интересов и объединение усилий различных уровней исполнительной власти в развитии транспортной системы отдельных регионов;

· формирование на транспорте единого информационного пространства;

· согласование интересов и объединение усилий государства и бизнеса в развитии транспортной системы.

Сферами ответственности государства в управлении транспортом являются:

· совершенствование правовых основ транспортной деятельности;

· решение задач оборонного и мобилизационного характера;

· создание условий для обеспечения безопасности и антитеррористической защиты на транспорте;

· обеспечение соответствия развития опорной транспортной инфраструктуры развитию производительных сил;

· выработка и контроль выполнения стандартов безопасности транспортных процессов и воздействия транспорта на окружающую среду, в том числе - установление требований к транспортным средствам и системам;

· проведение структурных преобразований на транспорте;

· устранение и недопущение возникновения правовых и административных барьеров в процессах перевозок пассажиров и грузов, а также оказания сопутствующих им услуг;

· выработка и реализация эффективной тарифно-ценовой политики на транспорте;

· целевая поддержка пользователей или операторов в тех случаях, когда рынок не может обеспечить обслуживания;

· совершенствование системы контроля и надзора в транспортном комплексе, усиление контрольных органов, совершенствование правовых основ их функционирования.

Сферами, в которых государство стимулирует и поддерживает необходимые изменения, являются:

· реализация инвестиционных проектов, обеспечение притока инвестиций в транспортный сектор;

· развитие конкуренции на рынке транспортных услуг;

· инновации на транспорте, внедрение наиболее эффективных технологий перевозок грузов и пассажиров;

· развитие экспорта транспортных услуг и создание благоприятных условий для отечественных транспортных операторов на международных рынках транспортных услуг;

· повышение доступности транспортных услуг для населения с низкими доходами, инвалидов, пенсионеров, учащихся.

Важнейшей сферой ответственности государства является обеспечение безопасности функционирования транспорта.

Значительное повышение доступности и расширение использования автомобилей, речных и воздушных судов для личных потребностей и нужд домохозяйств предполагает развитие адекватных форм регулирования и контроля, направленных, прежде всего, на соблюдение требований по обеспечению безопасности и экологических требований в сфере некоммерческого использования транспортных средств.

Важнейшей задачей в этой связи является системное регулирование процесса автомобилизации страны.

В рамках разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными и местными органами управления транспортом на федеральном уровне:

· принимаются уставы и кодексы, федеральные законы, регулирующие деятельность отдельных видов транспорта;

· устанавливаются требования по обеспечению безопасности и экологичности транспортного процесса;

· принимаются принципиальные решения по развитию опорной транспортной инфраструктуры;

· решаются вопросы, связанные с международной интеграцией в области транспорта, осуществляется регулирование международных перевозок, обеспечивается реализация обязательств Российской Федерации в рамках международных соглашений;

· принимаются нормативные правовые акты, относящиеся к межрегиональным перевозкам, и осуществляется их регулирование.

· осуществляется перераспределение имущества транспорта между органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом закрепленных за ними публичных функций и полномочий.

Федеральное законодательство должно предусматривать возможность применения в регионах дифференцированных социальных, экологических и иных нормативов, связанных с транспортной деятельностью.

При этом должны учитываться такие индивидуальные особенности отдельных регионов, как общий уровень развития транспортной системы, соотношение спроса и предложения на транспортные услуги, загруженность транспортной инфраструктуры, показатели безопасности транспортного процесса, экологическая ситуация в регионе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: