Тема: Валютное регулирование

  1. Принципы, задачи, способы валютного регулирования

Существующая система нормативно-правовых актов образует юридический механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное назначение.

Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс отношений;

Во-вторых, ему присуща динамическая функция, которая выражается в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации названного комплекса, т.е. возможность его эволюционирования.

Вне рамок системы нормативно-правовых актов вообще невозможно говорить о механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе эта система получила название "валютное законодательство". Термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые подзаконные акты нормативного характера (постановления Правительства, указы Президента, инструкции Центрального банка Российской Федерации и т.п.).

Механизм регулирования включает в себя три структурных элемента:

· валютное законодательство, принимаемое государственными органами;

· валютные отношения, которые складываются между различными субъектами по поводу совершения ими операций с валютными ценностями;

· регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое с помощью предписаний, запретов и иных методов, а также путем установления мер ответственности в случае их нарушения субъектами.

Именно валютное законодательство выполняет регулятивную функцию в исследуемом механизме. В России оно представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий в себя акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных иерархических ступеньках. Согласно пункту "ж" статьи 71 Конституции валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и находится вне ведения субъектов Федерации.

Принципы валютного регулирования. В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций.

Права на валютные ценности не являются абсолютными и могут быть ограничены федеральным законом. Такое ограничение допускается только в целях, определенных частью 3 статьи 55 Конституции, и не должно дискриминировать участников валютных отношений (предоставлять разным субъектам неравноценные условия).

Валютное регулирование - издание государством (союзом государств) правил (регламентирование) выпуска в обращение (эмиссии), изъятия из обращения (рестрикции) национальной валюты, обмена валют, а также платежей нерезидентам и поступлений валют от них. В другом варианте валютное регулирование можно понимать как систему регулирования сделок с валютными ценностями и операций с нерезидентами.

Существуют и экономические методы, также направленные на достижение целей валютного регулирования. Один из них - эмиссия национальных денег. Прямое увеличение денежной массы может повлечь увеличение предложения национальных денег на валютном рынке, а следовательно, изменение (в сторону уменьшения) курса национальной валюты по отношению к иностранным.

Часто используются и способы таможенного (тарифного) регулирования. Например, увеличение экспортных пошлин, ограничение количества (квотирование) экспортируемых товаров уменьшают предложение иностранных валют на внутреннем рынке, а значит, способствуют повышению их курса. Уменьшение пошлин на импортируемые товары, услуги, снятие количественных ограничений на ввоз увеличивает спрос на иностранные валюты, также увеличивая их курс. Следовательно, увеличение импортных пошлин снижает количественные ограничения экспорта и увеличивает предложение иностранных валют. Все это может привести и к изменению цен в стране, хотя и различными темпами, на импортные и внутренние товары.

Кроме рассмотренных мер экономического и таможенного регулирования курсов валют и цен можно регулировать курсы валют изменением налогов. Например, увеличение акцизов на экспортируемые товары уменьшит прибыль экспортеров, увеличит продажи товаров на внутреннем рынке, уменьшит продажи товаров за границей и выручку от экспорта. Сократится предложение иностранных валют на внутреннем рынке страны, что приведет к росту их курса и к росту цен в национальной валюте на импортные товары. Регулируют курс национальной валюты и операции Центрального банка по покупке и продаже иностранных валют за национальную.

Объектом валютного регулирования выступают порядок и условия проведения операций в валютах, операций и сделок с другими платежными средствами, которые выражены в валютах, валютными ценностями и т.д.

Методом валютного регулирования является установление или изменение соотношения спроса и предложения валют на рынках.

Предметом валютного регулирования могут быть купля-продажа иностранных валют на внутреннем рынке страны; расчеты между резидентами и нерезидентами в национальной и иностранной валюте; трансфертные перемещения реальных или финансовых ресурсов; сроки расчетов по текущим валютным операциям; обязанность и размеры продажи экспортной выручки в иностранной валюте на внутреннем рынке или Центральному банку; количество иностранной валюты и сроки ее нахождения в собственности юридических лиц-резидентов; размер ввоза и вывоза банкнот и монет валют. Сюда же относятся и количество и виды перемещаемых через границу товаров; размер импортных и (или) экспортных пошлин; размещение активов (депозиты, участие в капитале, приобретение недвижимости и др.) в иностранных государствах резидентами, а на экономической территории страны - нерезидентами; размер денежной массы национальной валюты (операции на открытом рынке, валютные интервенции, нормы обязательного резервирования, займы и кредиты, процентные ставки Центрального банка).

Субъекты валютного регулирования - резиденты (юридические и (или) физические лица); нерезиденты (юридические и (или) физические лица); эмиссионные (центральные) банки; исполнительные органы, регулирующие объемы внутренних и внешних заимствований; девизные (уполномоченные) банки; экспортеры и импортеры; инвесторы (резиденты и (или) нерезиденты).

Способы валютного регулирования можно разделить на два основных вида: принудительно-властные, или административные (императивные), направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от них; экономические (диспозитивные), при которых субъекты самостоятельно принимают решения, свободно выбирают способ и условия своего участия в сделке или операции.

Не меньшее значение для достижения целей валютной политики имеет валютный контроль.

Валютный контроль - это комплекс нормативно закрепленных административных (правоприменительных) и организационных мер, осуществляемых на основании закона специально уполномоченными государственными органами или иными организациями (уполномоченными банками) и направленных на совершение валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также на выявление, предупреждение и пресечение нарушений данного порядка.

Основной целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства.

  1. Органы и агенты валютного регулирования и валютного контроля в Российской федерации

Пункт 1 статьи 5 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает два органа валютного регулирования - Центральный банк и Правительство России. Их полномочия четко разграничены. Перечень инструментов и мер регулирования установлен как для Банка России, так и для Правительства. Акты органов валютного регулирования, которые они выпускают в пределах своей компетенции, обязательны для резидентов и нерезидентов.

Осуществляя деятельность в сфере применения валютного законодательства, участники валютных отношений должны знать, что если порядок ведения валютных операций и порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования, то счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений (п. 2 ст. 5 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").

По общему правилу валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений (ст. 6 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"). Исключение составляют валютные операции, которые регулируются Правительством и Банком России.

Например, Центральный банк имеет следующие права:

а) устанавливать единые формы учета и отчетности валютных операций, порядок и сроки их представления, готовить и публиковать статистическую информацию о валютных операциях;

б) определять размер обязательной продажи части валютной выручки резидентов, но не более 30% ее суммы;

в) предъявлять к резиденту требование об использовании специального счета при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:

расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам;

расчетов и переводов при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов;

операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

операций кредитных организаций, за исключением банковских;

г) устанавливать требование об использовании специального счета нерезидентом при регулировании следующих валютных операций, осуществляемых между резидентами и нерезидентами:

расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам;

расчетов и переводов при получении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами от нерезидентов;

операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

операций, связанных с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами);

операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам;

д) устанавливать требование о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы валютной операции, на срок не более 60 календарных дней*(5);

е) устанавливать требование о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более года;

ж) устанавливать для одного вида валютных операций требования, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 8 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством, органами и агентами валютного контроля. Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" органы валютного контроля - Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством.

Следует обратить внимание, что Правительство не является органом валютного контроля, но координирует деятельность в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, выступающих органами валютного контроля, обеспечивает взаимодействие с Банком России не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля и органов валютного контроля. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" к компетенции Правительства относит установление порядка представления резидентами и нерезидентами (кроме уполномоченных банков) агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при совершении валютных операций. Полномочия на осуществление валютного контроля принадлежат Правительству России на основании статьи 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации". Правительство осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента России.

Федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции органа валютного контроля, уполномоченным Правительством, в настоящее время является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства России от 30 сентября 2004 г. N 506) "Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов".

К агентам валютного контроля относятся:

уполномоченные банки, подотчетные Банку России;

не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные Федеральной службе по финансовым рынкам;

Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы;

территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

территориальные органы ФНС России в пределах компетенции налоговых органов.

Как орган валютного контроля Банк России контролирует проведение кредитными организациями и валютными биржами валютных операций.

Контроль над валютными операциями других участников валютных операций осуществляют в пределах своей компетенции иные органы и агенты валютного контроля.

Правовое положение уполномоченных банков в валютных операциях имеет особенности: совершая валютные операции со своими клиентами, уполномоченные банки выступают не только как гражданско-правовые субъекты, но и как субъекты, наделенные властными полномочиями.

Предусматривается особый порядок контроля над валютными операциями, которые проводят кредитные организации и валютные биржи, и этот контроль относится к компетенции Центрального банка. Устанавливая это, Закон "О рынке ценных бумаг" тем самым усиливает особый статус Банка России как органа банковского регулирования и банковского надзора, определенный Законом о Банке России.

Контроль Центрального банка над осуществлением валютных операций валютными биржами корреспондирует статье 1 Закона "О рынке ценных бумаг", устанавливающей, что валютные биржи организуют биржевые торги иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Банком России. Таким образом, речь идет о контроле Центробанка над выполнением собственных нормативных актов.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля (Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утв. постановлением Правительства России от 15 июня 2004 г. N 278).

Эта Служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами, актами Президента и Правительства России, международными договорами Российской Федерации, а также названным Положением.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, взаимодействуя с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет широкие полномочия в установленной сфере деятельности. Она осуществляет контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за тем, как резиденты и нерезиденты (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) соблюдают валютное законодательство Российской Федерации, требования актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

К ведению этой Службы относится контролирование соблюдения требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства России, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций; исполнения органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, идущих на содержание Службы и реализацию возложенных на нее задач; ведет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок. В рамках своей компетенции она занимается производством по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации; представляет в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Она обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контролирует и координирует деятельность находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке, организует профессиональную подготовку работников Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку, занимается сбором, накоплением и обработкой отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности.

Служба обеспечивает необходимый режим хранения и защиты полученной информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации; ведет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе ее деятельности. В установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, проводит конкурсы и заключает государственные контракты о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для нужд Службы. Выполняет иные функции в установленной сфере деятельности, если они предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента или Правительства Российской Федерации.

В целях реализации своих полномочий Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право:

в организациях, получающих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций, проверять денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, проводить сличение записей, документов и данных с записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);

направлять в проверенные организации и их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения и исполнения представления или предписания об устранении выявленных нарушений;

контролировать, своевременно и полно ли устраняются выявленные проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований, касающихся надзора в установленной сфере деятельности.

Кроме того, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе привлекать к проработке вопросов, отнесенных к ее сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов, разъяснять юридическим и физическим лицам все, что относится к ее компетенции, контролировать деятельность территориальных органов Службы и подведомственных организаций. Она может создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), разрабатывать и утверждать образцы удостоверений государственных инспекторов.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора не вправе управлять государственным имуществом и оказывать платные услуги, осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, определенных указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Установленные ограничения не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов, организации и контроля деятельности Службы (ее структурных подразделений и территориальных органов).

Федеральную службу финансово-бюджетного надзора возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов. Руководитель Службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций; он имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от нее по его представлению Министром финансов Российской Федерации, если иное не установлено законом. Число заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством России.

Сотрудники Службы, проводя ревизии и проверки, имеют право проходить во все здания и помещения, занимаемые проверяемыми организациями, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности; однако они не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, если иное не установлено законом.

Руководитель Службы распределяет обязанности между своими заместителями; представляет Министру финансов Российской Федерации проект положения о Службе, предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, о кандидатурах на должности заместителей руководителя Службы и ее территориальных органов. Он представляет также ежегодный план работы и показатели деятельности Службы, отчет о ее деятельности, предложения о формировании федерального бюджета и финансировании Службы.

Руководитель назначает на должность и освобождает от нее работников центрального аппарата Службы и заместителей руководителей ее территориальных органов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы, утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределах установленных Правительством фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание аппарата Службы в пределах утвержденных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

В его компетенцию входит и утверждение численности и фонда оплаты труда работников территориальных органов Службы в пределах показателей, установленных Правительством России, а также сметы расходов на их содержание в пределах утвержденных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; руководитель Службы издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности - приказы ненормативного характера.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата, территориальных органов Службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством. Место нахождения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора - г. Москва.

Федеральная налоговая служба (ФНС) - федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов (Положение о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства России от 30 сентября 2004 г. N 506, с изменениями от 11 февраля, 27 мая, 23 ноября 2005 г.).

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований, предъявляемых Российской Федерацией к денежным обязательствам. Она находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, руководствуется в своей деятельности Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов и Положением. Осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС и ее территориальные органы - управления в субъектах Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня (далее - налоговые органы), составляют единую централизованную систему налоговых органов.

На Федеральную налоговую службу возложены следующие полномочия: контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет иных обязательных платежей. В компетенцию этой Службы входит представление деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; выделение и использование квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья; контроль и надзор за валютными операциями, проводимыми резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения.

ФНС контролирует полноту учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проведение лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от них.

Федеральная налоговая служба выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:

производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции;

производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции; производство табачных изделий;

изготовление защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговлю указанной продукцией;

проведение всероссийских лотерей, азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях.

ФНС занимается государственной регистрацией юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; устанавливает и пломбирует контрольные спиртоизмеряющие на предприятиях и в организациях, где производится этиловый спирт из сырья всех видов.

Она регистрирует в установленном порядке договоры коммерческой концессии, контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством.

Ведет в установленном порядке:

учет всех налогоплательщиков;

государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции;

сводный государственный реестр выданных лицензий и лицензий, действие которых приостановлено, аннулированных лицензий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;

реестры лицензий на производство табачных изделий, на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;

реестры разрешений, в том числе сводный, на учреждение акцизных складов;

Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;

единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей;

реестр лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельности казино) и реестр лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов).

ФНС бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения; возвращает или засчитывает излишне уплаченные или взысканные суммы налогов и сборов, пеней и штрафов; принимает решения об изменении сроков их уплаты.

Федеральная налоговая служба устанавливает (утверждает) формы налоговых уведомлений; требований об уплате налога; заявлений, уведомлений и свидетельств о постановке на учет в налоговом органе; решения руководителя налогового органа (его заместителя) о проведении выездной проверки; форму и требования к составлению акта налоговой проверки; акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о том, что лица, не являющиеся налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, нарушили законодательство о налогах и сборах (в том числе совершили налоговые правонарушения) и требования к его составлению.

ФНС утверждает и формы представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период; справок о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога; форму информации агента, представляемую им в налоговый орган, о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период; заявления о возврате удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам; форму представления в налоговый орган тех органов, которые выдают в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, водных биологических ресурсов, сведений о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведений о сроках уплаты сбора.

Федеральная налоговая служба определяет:

форму представления организациями и индивидуальными предпринимателями, пользующимися объектами животного мира, на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, в налоговые органы по месту своего учета сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов;

перечень документов, представляемых организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговый орган для зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира;

форму представления в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами водных биологических ресурсов на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов;

форму заявления о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;

форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;

форму представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;

форму заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес.

ФНС разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством, и направляет их для утверждения в Министерство финансов Российской Федерации; представляет в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам; она рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей, проверяет деятельность юридических и физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности. Выполняет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, направленных на содержание Службы и реализацию ее задач; обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством срок.

Служба обеспечивает мобилизационную подготовку центрального аппарата и своих территориальных органов; организует профессиональную подготовку работников центрального аппарата и территориальных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку. В соответствии с законодательством ведет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы; взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями; проводит конкурсы и заключает государственные контракты о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности. Она выполняет и иные функции, если они предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента или Правительства Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба кроме описанных выше полномочий имеет право:

организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, научных исследований, касающихся контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к ее деятельности;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

контролировать деятельность своих территориальных органов и подведомственных организаций;

привлекать к проработке вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения нарушений законодательства;

создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

разрабатывать и утверждать образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды.

Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в сфере своей деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управлять государственным имуществом и оказывать платные услуги.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов.

Руководитель несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций, он имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от нее Министром финансов по представлению руководителя Службы.

Число заместителей руководителя ФНС устанавливается Правительством России.

Руководитель Федеральной налоговой службы распределяет обязанности между своими заместителями; представляет Министру финансов Российской Федерации:

проект положения о Службе и проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

предложения о назначении на должность и освобождении от нее заместителей руководителя Службы и руководителей территориальных органов Службы в субъектах Российской Федерации;

предложения о формировании проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы.

Руководитель ФНС назначает на должность и освобождает от нее работников центрального аппарата Службы, руководителей межрегиональных инспекций Службы и их заместителей, заместителей руководителей управлений Службы в субъектах Российской Федерации, руководителей инспекций Службы в районах, районах в городах, городах без районного деления, инспекций межрайонного уровня. Он решает в соответствии с законодательством о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной налоговой службе; утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы, численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов ФНС в пределах установленных Правительством фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на их содержание в пределах утвержденных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

На основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов, актов Президента, Правительства и Министерства финансов Российской Федерации руководитель ФНС издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов ФНС осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством. Место нахождения Федеральной налоговой службы - г. Москва.

Федеральная таможенная служба - федеральный орган исполнительной власти, в соответствии с законодательством выполняющий функции контроля и надзора в области таможенного дела, имеющий полномочия агента валютного контроля и специальные задачи в борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства России, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития и торговли, Министерства финансов и Центрального банка Российской Федерации, а также Положением.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои таможенные органы и представительства за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, Центральным банком, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная таможенная служба имеет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

взимает таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры к их принудительному взысканию;

обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами России запретов и ограничений, наложенных на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации;

обеспечивает единообразное применение таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации;

ведет таможенное оформление и таможенный контроль;

осуществляет в установленном порядке ведение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности и принимает решения о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, публикует эти решения;

в пределах своей компетенции защищает права интеллектуальной собственности;

принимает в установленном порядке предварительные решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара).

Служба ведет реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей; ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Она аннулирует квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению, выдает лицензии на учреждение свободного склада, ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику.

Федеральная таможенная служба безвозмездно информирует и консультирует участников внешнеэкономической деятельности по вопросам таможенного дела, осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, ведет производство по делам об административных правонарушениях и рассматривает такие дела в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Она занимается дознанием и производством неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, ведет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В установленном порядке разрабатывает и создает используемые таможенными органами информационные системы и технологии и средства их обеспечения; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, поступающих на содержание Службы, и реализацию возложенных на нее функций; обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Служба рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством срок; ведет мобилизационную подготовку Службы, контролирует и координирует деятельность находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке. Организует профессиональную подготовку должностных лиц таможенных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; ведет работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов; взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности, включая представление по поручению Правительства России интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях.

В компетенцию Службы входит и проведение конкурсов, заключение контрактов о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности; Служба выступает заказчиком строительства таможен, таможенных пунктов пропуска и других объектов, необходимых для развития таможенной инфраструктуры, разработки эскизов и изготовления акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Она реализует программы развития таможенного дела в России, осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если они предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента или Правительства Российской Федерации.

Федеральная таможенная служба имеет право:

по согласованию с Министерством экономического развития и торговли создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы, которые выполняют лишь некоторые функции, возложенные на таможенные органы, либо совершают таможенные операции в отношении определенных видов товаров; определять регион деятельности таможенных органов, утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах;

организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

запрашивать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Службы;

давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

вести контроль, в том числе финансовый, над деятельностью таможенных органов и представительств Службы за рубежом;

привлекать к проработке вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также ликвидировать последствия нарушений;

создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

разрабатывать и утверждать образцы служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды.

Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации, не имеет права управлять государственным имуществом и оказывать платные услуги.

Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Правительством Российской Федерации по представлению Министра экономического развития и торговли. Руководитель несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий; он имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от нее Министром экономического развития и торговли по представлению руководителя Службы.

Число заместителей руководителя Федеральной таможенной службы устанавливается Правительством России.

Руководитель Федеральной таможенной службы распределяет обязанности между своими заместителями, представляет Министру экономического развития и торговли Российской Федерации:

проект положения о Службе, проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

предложения о предельной численности и фонде оплаты труда должностных лиц и работников таможенных органов, о назначении на должность и освобождении от нее заместителей руководителя Службы и начальников региональных таможенных управлений и таможен;

предложения о формировании проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы.

Руководитель назначает на должность и освобождает от нее должностных лиц центрального аппарата Службы, заместителей начальников региональных таможенных управлений, таможен, начальников таможенных постов, а также руководителей, иных должностных лиц и работников представительств Службы за рубежом; в соответствии с законодательством о государственной службе решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной таможенной службе. Он утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством России фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на содержание Службы в пределах утвержденных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; утверждает численность и фонд оплаты труда работников региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, организаций, находящихся в ведении Службы, и представительств Службы за рубежом в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. Определяет порядок расходования средств, выделенных на проведение мероприятий, связанных с осуществлением таможенными органами оперативно-розыскной деятельности; организует в таможенных органах оборот боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия; утверждает положения о нагрудных знаках и медалях Службы и положение о Почетной грамоте Федеральной таможенной службы.

Сотрудников Федеральной таможенной службы ее руководитель имеет право награждать именным оружием, ценными подарками или деньгами. Он определяет правомочия таможенных органов и их должностных лиц в решении организационных, кадровых, финансовых и иных вопросов; на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов, актов Президента, Правительства, Министерства экономического развития и торговли, Министерства финансов и Центрального банка Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Финансирование расходов на содержание Федеральной таможенной службы ведется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете, и средств иных источников, установленных законодательством.

Федеральная таможенная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; имеет геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке. Место нахождения Федеральной таможенной службы - г. Москва.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: