Нормативно-правовое регулирование международных перевозок товаров автомобильным транспортом

Документы, регулирующие международные перевозки экспортно-импортных грузов, в дополнение к нормативным документам, регу­лирующим перевозки грузов по Российской Федерации:

  • Закон РФ «О таможенном тарифе»;
  • Таможенный кодекс ТС;
  • Международная грузовая конвенция (КОТИФ);
  • Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов ЕЭК ООН от 1956 г. (КДПГ);
  • Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов ДОПОГ от 1961 и 1968 гг.;
  • Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) от 14 ноября 1975 г.;
  • Международный железнодорожный транзитный тариф (МТТ);
  • Соглашение о международном железнодорожном грузовом со­общении (СМГС);

 

 


49. Порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перевозимых автомобильным транспортом, в том числе по процедуре МДП.

Процедура МДП применяется при условии, что товары:

-сопровождаются книжкой МДП, заполненной и оформленной в соответствии с Конвенцией МДП и настоящим Положением;

-обеспечиваются гарантией гарантирующей ассоциации;

-перевозятся в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, предварительно допущенных для перевозки под таможенными печатями и пломбами (за исключением перевозок тяжеловесных или громоздких товаров).

2.2 На транспортные средства должны быть прикреплены прямоугольные

таблички с надписью “ТIR”. Одна табличка помещается спереди, а другая такая же табличка сзади дорожного транспортного средства или состава транспортных средств, таким образом, чтобы они были хорошо видны. Эти таблички должны быть съемными.

2.3 Таможни отправления должны находиться только в одной стране.

Таможни назначения должны находиться не более чем в двух станах,

Общее число таможен отправления и назначения не должно превышать четырех.

2.4 Таможни ввоза и таможни отправления Республики Казахстан могут устанавливать срок доставки товаров соответственно до таможен назначения Республики Казахстан или таможен вывоза и определять маршрут движения транспортных средств.

2.5 В случае, если сумма таможенных платежей и налогов подлежащая уплате за перевозимые товары, больше чем сумма гарантии или если имеются основания полагать, что перевозчик не может гарантировать соблюдение положений таможенного законодательства Республики Казахстан, может применяться сопровождение товаров должностными лицами таможенных органов, Порядок сопровождения устанавливается нормативными актами ТК при КМ РК.

2.6 Когда часть перевозки с применением книжки МДП проходит по территории страны, не являющейся Договаривающейся Стороной Конвенции МДП, или процедура МДП прерывается в связи с более льготными транзитными системами, по операция МДП останавливается на этой части пути.

Перевозка с соблюдением процедуры МДП возобновляется при условии, что таможенные пломбы или иные средства таможенной идентификации не повреждены.


50. Нормативно-правовое регулирование международных перевозок товаров железнодорожным транспортом.

 

Правовое регулирование международных железнодорожных перевозок осуществляется посредством следующих нормативно-правовых актов:
- Международная конвенция по перевозке грузов по железным дорогам (МГК)
- Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ).
В этих Бернских конвенциях участвует 33 страны, в том числе из Европы, Азии и Северной Африки.
Единые правила, установленные МГК в своем действии распространяются лишь на перевозки в пределах железнодорожных линий, перечень которых озвучен в соглашении. Ставки провозных платежей при этом определяются в пределах национальных, а так же международных тарифов. Кроме того, правила КОТИФ устанавливают сроки доставки грузов:
- большой скорости 40 километров в сутки;
- малой скорости 300 километров в сутки.

КОТИФ определяет и условия и размеры ответственности на случай повреждения, порчи или утери груза.
Еще две многосторонние конвенции, регулирующие международные железнодорожные перевозки грузов, заключены в основном странами социалистической Европы и Азии:
- Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС). СМГС распространяется только на международные перевозки, в которых отправитель груза устанавливает договорные отношения с перевозчиком, являющимся участником СМГС, и, кроме того, еще минимум одна железная дорога страны участницы СМГС участвует в такой перевозке.
- Соглашение о международном пассажирском сообщении (СМПС).
Посредством СМГС образуется единый регламент по процедурам заключения договоров перевозки, установлением прав и обязанностей участников договора, а так же претензиям при невыполнении каких-либо условий договора.

 

Особенности таможенного контроля товаров при международных железнодорожных перевозках. Документы и сведения, представляемые таможенному органу при международной перевозке железнодорожным транспортом.

Таможенный контроль на железнодорожных путях сообщения осуществляется пограничными и внутренними таможенными органами в следующих местах:

на пограничных железнодорожных станциях;

на контрольных постах, расположенных непосредственно у границы;

на перегонах между государственной границей и пограничной железнодорожной станцией;

на перегонах между ближайшей к пограничной внутренней станцией и пограничной (в отдельных случаях, когда это предусмотрено разработанной технологической схемой контроля перемещаемых через границу лиц, товаров и транспортных средств, - на железнодорожных подъездных путях, имеющих статус таможенных складов и складов временного хранения товаров).

Внутренними таможнями таможенный контроль осуществляется на специально выделенных железнодорожных путях товарных дворов железнодорожных станций.

Таможенное оформление физических лиц осуществляется:

непосредственно в вагонах пассажирского поезда;

на вокзалах пограничных железнодорожных станций.

Технологический комплекс контроля включает линии контроля служб, принимающих участие в оформлении и контроле.

На линии таможенного контроля в процессе досмотра ручной клади и багажа в случае необходимости, при наличии продукции животного и растительного происхождения, приглашаются сотрудники органов ветеринарного и фитосанитарного контроля.

В каждом железнодорожном пункте пропуска через государственную границу руководство пограничной железнодорожной станции совместно с пограничными и таможенными органами с учетом местных условий определяют территории, пути, площадки и помещения, где непосредственно осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля.

Товарные поезда и перевозимые на них грузы, а также и другие товары и транспортные средства, вывозимые за пределы страны и ввозимые на ее территорию из других государств, подлежат таможенному контролю. При этом локомотив и подвижной состав оформляются в таможенном отношении как транспортные средства только на пограничных железнодорожных станциях, а перевозимые товары могут оформляться как во внутренних таможнях, так и на границе.

Проводится визуальный осмотр, в необходимых случаях - досмотр провозимых товаров, а также организуется их сопровождение.

Проведение досмотровых мероприятий осуществляется в парках отправления и на контрольных постах (внутренних таможнях - на специально отведенных путях товарных железнодорожных станций), проверка железнодорожных документов - в технических конторах товарных пограничных станций.

По требованию таможни железная дорога обязана предъявить к досмотру товары и транспортные средства и обеспечить выполнение необходимых технологических операций (расцепка вагонов, снятие и вскрытие контейнеров, разгрузка товаров и т. п.).

При досмотре рефрижераторных секций, а также других вагонов, где предусмотрены помещения для проводников, стрелков военизированной охраны и других лиц, сопровождающих грузы, досмотровая группа производит досмотр непосредственно таких помещений и рабочих мест с целью выявления запрещенных к ввозу (вывозу) товаров; товаров, на ввоз(вывоз) которых имеются количественные ограничения; недекларированных товаров; незаконного провоза валюты проводниками. В процессе досмотра проверяется также наличие документов о праве ношения оружия и его соответствия указанному в разрешении.

После пересечения таможенной границы Таможенного союза товары и транспортные средства, ввезенные перевозчиком, должны быть доставлены на железнодорожную станцию, на территории которой находится железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (ЖДПП).

Уполномоченные должностные лица ТО осуществляют:
проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций при прибытии товаров и транспортных средств на там терр ТС, в том числе с использованием предварительной информации, либо убытии товаров и транспортных средств с там терр ТС;
проверку наличия документов и сведений, предусмотренных статьями 159, 163 ТК ТС;
совершение таможенных операций, связанных с принятием, регистрацией транзитной декларации, выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой ТТ и завершением таможенной процедуры ТТ;
контроль соблюдения таможенного законодательства ТС и (или) законодательства РФ, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз на там терр ТС и на вывоз с этой терр отдельных товаров;
применение мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях риска, а также мер по минимизации рисков, которые могут применяться ТО без указания в профиле риска;
проведение и контроль завершения иных видов гос контроля в случаях;
контроль прибытия товаров и транспортных средств в ТО назначения;
контроль помещения товаров и транспортных средств на временное хранение и (или) размещения их в зоне таможенного контроля (ЗТК).

Уполномоченное должностное лицо при сообщении перевозчиком, таможенным представителем или иным лицом, действующим по поручению перевозчика, сведений о прибытии товаров и транспортных средств на там терр ТС принимает следующие документы и сведения, установленные подпунктом 4 пункта 1 и пунктом 2 статьи 159 ТК ТС:
транспортные (перевозочные) документы;
передаточную ведомость на железнодорожный подвижной состав (далее - передаточная ведомость);
документ, содержащий сведения о припасах;
документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;
имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования;
наименование и адрес отправителя товаров;
наименование и адрес получателя товаров;
наименование станции отправления и станции назначения товаров;
сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;
наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) не менее чем на уровне первых четырех знаков;
вес брутто товаров (в килограммах);
идентификационные номера контейнеров;
сведения о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен.
Кроме указанных документов и сведений уполномоченное должностное лицо также принимает от перевозчика или лица, действующего по его поручению, сведения об уникальном идентификационном номере перевозки, если до фактического прибытия товаров и транспортных средств на там терр ТС перевозчиком, там представителем либо иным заинтересованным лицом в ТО была представлена предварительная информация.

При убытии товаров с там терр ТС в ЖДПП уполномоченное должностное лицо принимает от перевозчика документы, содержащие сведения, предусмотренные статьей 163 ТК ТС:
транспортные (перевозочные) документы;
передаточную ведомость на железнодорожный подвижной состав;
документ, содержащий сведения о припасах;
документ, сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке, определенный актами Всемирного почтового союза;
имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
таможенная декларация либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, за исключением случаев, если эти товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу.


52. Нормативно-правовое регулирование при международных морских и водных перевозках товаров.
В соответствии с положениями таможенного законодательства товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с заявленным и разрешенным к применению таможенным режимом либо таможенной процедурой.

При ввозе моментом начала таможенного контроля является фактическое пересечение таможенной границы. Этому должно предшествовать уведомление о намерении ввоза на таможенную территорию товаров и транспортных средств. Таким образом, по прибытии отечественных или иностранных судов в территориальные воды страны они считаются находящимися под таможенным контролем. Соответственно, таможенный контроль начинается с момента пересечения судном и находящимися на нем лицами и товарами таможенной границы страны и заканчивается оформлением таможенных документов на выпуск товаров и транспортных средств.

При вывозе началом таможенного контроля считается принятие уведомления о намерении вывезти товары и транспортные средства, а его окончанием – вручение заявителю оформленных в таможенном отношении документов на выпуск товаров и транспортных средств за границу.

Таможни и таможенные посты организуют выполнение служебных задач в тесном взаимодействии с начальниками и капитанами портов и их службами, администрацией населенных пунктов, в которых расположены порты, с частями и подразделениями пограничной службы, с территориальными органами МВД, с органами медико-санитарного, фитосанитарного, ветеринарного, экологического контроля.

Таможенные, пограничные, фитосанитарные, ветеринарные и другие службы, дислоцирующиеся на границе, осуществляют свою деятельность в режиме работы международных речных портов.

Таможенному контролю подлежат все суда загранплавания, за исключением боевых судов речного флота и погранвойск.

Железнодорожный подвижной состав (вагоны) при въезде в порт и выезде из порта подлежит досмотру в соответствии со специальной инструкцией для защиты имущественных интересов порта.

Таможенные органы осуществляют таможенный контроль судов загранплавания и перевозимых на них товаров путем:

проверки судовых документов;

проверки документов, относящихся к перевозимым на судне товарам;

досмотра жилых и нежилых помещений судна, товаров (грузов, багажа и ручной клади пассажиров);

досмотра личных вещей, принадлежащих членам экипажей судна;

досмотра судового имущества и припасов в целях предотвращения ввоза и вывоза запрещенных предметов, а также скрытого провоза товаров, валюты и валютных ценностей.

Досмотр вещей пассажиров и членов судовых команд производится в присутствии владельцев или их доверенных лиц непосредственно на судне либо, по усмотрению таможенного органа, - в специально оборудованных досмотровых залах пассажирского речного вокзала или в досмотровых комнатах на проходных порта.

Основной международной конвенцией, регулирующей перевозки грузов морем, является Международная конвенция по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов (Гаагские правила), которая была принята 25 августа 1924 г.

Конвенция применяется к коносаментам или любым подобным документам и ко всем грузам, за исключением живых животных и груза, перевозимого на палубе судна. Морской перевозчик обязан перед рейсом проявить разумную заботливость, чтобы привести судно в мореходное состояние, укомплектовать экипажем, подготовить трюмы к приему груза.

53. Общие правила таможенного контроля российских и иностранных торговых судов. Виды судовых документов, подлежащие таможенному оформлению и таможенному контролю.

Таможенные органы осуществляют таможенный контроль судов загранплавания и перевозимых на них товаров путем:

· проверки судовых документов;

· проверки документов, относящихся к перевозимым на судне товарам;

· досмотра жилых и нежилых помещений судна, товаров (грузов, багажа и ручной клади пассажиров);

· досмотра личных вещей, принадлежащих членам экипажей судна;

· досмотра судового имущества и припасов в целях предотвращения ввоза и вывоза запрещенных предметов, а также скрытого провоза товаров, валюты и валютных ценностей.

Таможенное оформление судов загранплавания по "прибытию" и "убытию" производится во всех открытых для захода указанных судов портах, где есть таможенные учреждения и подразделения погранвойск.

Таможенное оформление и контроль судов загранплавания на "приход" и "отход" осуществляется комиссией, в состав которой входят представители таможни, контрольно-пропускного пункта погранвойск, агентирующей организации — порта, санитарно-карантинных служб. Комиссия созывается администрацией порта.

Рассмотрим порядок таможенного оформления и контроля судов загранплавания на "прибытие" (на "приход").

До прихода судна осуществляется сбор, изучение, обобщение, анализ данных об обстановке по документам таможни и по информации от взаимодействующих организаций; оценивается обстановка; принимается решение о таможенном оформлении; осуществляется расстановка сил и средств по участкам таможенного оформления судна; назначаются старшие таможенных нарядов и состав нарядов.

Непосредственно на прибывшем судне проводится работа по оформлению документов и товаров, перевозимых судокомандой и пассажирами, по оформлению документов на перевозимые товары, по досмотру судна.

По окончании работы на судне проводится завершение таможенного оформления и обработка документации, оформленной на судне; при необходимости продолжает осуществляться таможенный контроль при разгрузке судна; оформляется пароходное дело на судно, а если оно сформировано ранее, то производится пополнение его таможенной документацией, оформленной на последний рейс.

Перечень документов, которые администрация судов загранплавания обязана представлять должностным лицам пограничной комиссии при пересечении государственной границы, определен международной морской конвенцией ИМКО. Документы представляются при пересечении границы таможенным, иммиграционным, санитарным и другим службам, в части их касающейся, судами загранплавания в портах государств — участников данной Конвенции. Документы составляются на английском языке, языке флага судна и могут быть составлены на русском языке. Форма документов унифицирована и утверждена ИМКО.

Для таможенного оформления судов, судокоманд, пассажиров и товаров, перевозимых на судах загранплавания, необходимы, следующие документы:

1. Общая (генеральная) декларация (General declaration) — основной документ, содержащий сведения о судне. В ней указывают; название судна; национальную принадлежность судна; данные о регистрации; данные о тоннаже; фамилию капитана судна; фамилию и адрес судового агента в порту; краткое описание товаров; количество пассажиров; краткие сведения о рейсе; дату и час прихода (отхода); порт прибытия (убытия); место стоянки судна во время пребывания в порту. Общая декларация, как и все основные документы, скрепляется судовой печатью и подписывается капитаном судна или лицом его заменяющим.

2. Грузовая декларация (Cargo declaration) — основной документ, содержащий сведения о товарах, не включенных в декларацию о судовых припасах и в индивидуальные декларации членов экипажа. Содержание грузовой декларации включает: название и национальную принадлежность судна; фамилию капитана; название порта отправления; порт составления декларации; маркировку, количество мест и упаковку, описание товаров; номера коносаментов на товары, подлежащие выгрузке в порту; порты выгрузки товаров, остающихся на борту судна; наименование портов, в которых были погружены товары (по каждому коносаменту).

3. Декларация о судовых припасах. Этот документ содержит сведения о: продовольственных товарах, имеющихся на судне и предназначенных для его обеспечения; товарах, предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажа; топливе; смазочных маслах; воде; предметах материально-технического снабжения для нужд судна. Отдельной графой выделяются: количество и наименование табачных и алкогольных изделий на борту судна; количество и наименование табачных и алкогольных изделий, необходимых для обеспечения потребностей членов экипажа во время стоянки в порту.

4. Судовая роль (Crew list) — список экипажа. Судовая роль содержит сведения о каждом члене экипажа судна — название и национальная принадлежность судна; фамилия, имя, национальность; звание и должность, дата и место рождения; вид и номер документа, удостоверяющего личность; порт и дата прибытия; порт отправления. Документ подписывается капитаном, судовым агентом или лицом, уполномоченным капитаном.

5. Список пассажиров (Passanger list) — это основной документ, содержащий сведения о пассажирах, находящихся на борту судна (сведения о названии и национальной принадлежности судна; фамилии, имени, национальности, месте рождения, дате рождения пассажира, порте посадки, порте высадки каждого; порте и дате прихода судна).

6. Список оружия — основной документ, содержащий сведения о наличии оружия на борту судна. Он включает сведения о количестве оружия; заводском номере оружия; владельце оружия на борту судна. Список оружия должен содержать обязательство капитана об обеспечении сохранности оружия на время стоянки судна в порту и недопущении сноса оружия с судна на берег. Если оружие на борту судна отсутствует, следует сделать запись об этом в графе "Примечания" Общей декларации без представления списка оружия.

7. Список наркотиков и наркосодержащих медпрепаратов — основной документ, содержащий сведения о наличии наркотиков на борту судна. Он содержит сведения о количестве медицинских препаратов и наркотиков, их наименовании. Список должен содержать обязательство капитана об обеспечении сохранности таких наркотиков и медпрепаратов во время их нахождения в порту и недопущении их сноса на берег.

8. Справка о наличии валюты и валютных ценностей — содержит сведения о наличии российской и иностранной валюты в судовой кассе.

9. Особую важность имеют коносаменты — представляемые судовой администрацией документы на товары, перевозимые на судах загранплавания. Коносамент — один из основных документов, необходимых при таможенном контроле грузов, перевозимых морским транспортом. Коносамент — разновидность ценных (товарных) бумаг; это расписка агента транспортной фирмы (судна) грузоотправителю о принятии груза к перевозке с обязательством выдать груз в пункте назначения ее предъявителю. Коносамент определяет правоотношения между перевозчиком и получателем груза. Он содержит: наименование судна, если груз принят к перевозке на определенном судне; наименование перевозчика; место приема и погрузки груза; наименование отправителя; место назначения груза либо (при наличии чартера) место назначения или направления груза; наименование получателя (именной коносамент) или указания о том, что коносамент выдан по приказу отправителя, либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан "приказу получателя" (ордерный коносамент) или указание, что коносамент выдан на предъявителя (если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен "приказу получателя", то он считается составленным "приказу отправителя"); наименование груза, имеющиеся на нем марки, число мест, количество и/или мера веса, объема; при необходимости — данные о внешнем виде, состоянии особых свойств груза; фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенным в чартере либо другом документе, либо указание, что фрахт полностью уплачен; время и место выдачи коносамента; число составленных экземпляров коносамента; подпись капитана или иного представителя перевозчика.

10. Грузовой манифест (Cargo manifest) — перечень коносаментов. Содержит все сведения о грузах, находящихся на борту судна.

Все вышеперечисленные документы имеют силу, если они подписаны капитаном или уполномоченным им лицом и скреплены судовой печатью. Они представляются сотруднику таможенного органа, осуществляющему таможенный контроль и таможенное оформление, в количестве, необходимом для таможенных целей.

Досмотр вещей пассажиров и членов судокоманды производится в присутствии владельцев или их доверенных лиц непосредственно на судне либо, по усмотрению таможенного органа, — в специально оборудованных досмотровых, залах (в комплексе пассажирского морвокзала) или в досмотровых комнатах на проходных порта.

При организации работы комиссии на борту судна старший таможенного наряда может назначать инспекторов для выполнения отдельных таможенных операций (начисления таможенных пошлин, контроля за выгрузкой грузов), о чем предупреждается администрация порта.

На конечном этапе документального оформления и контроля на генеральной декларации инспектор, осуществляющий проверку судовых документов, делает отметку о составе таможенного наряда, о сделанных администрации судна замечаниях, постановке таможенных обеспечении и отражает другую служебную информацию.

По мере выполнения своих обязанностей каждый из сотрудников таможенного наряда докладывает о результатах работы старшему наряда.

По завершении работы всеми сотрудниками старший наряда объявляет капитану судна или его доверенному лицу об окончании таможенных формальностей и комиссия покидает борт судна.

Сформированное в таможенном органе судовое (пароходное) дело Свсе документы оформленные по приходу) ставится на контроль до отхода судна за границу или в каботаж.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: