Шаг седьмой

Вспоминание прошлого / трансформирование прошлого:

Это - последний шаг. В течение этого шага вы собираете все усилия так, чтобы смочь со временем, с подходящей для вас скоростью, начать преобразовывать свой боевой опыт из состояния «я видел хаос» в доказательство того, что вы выжили, и можете продолжить свою дальнейшую жизнь и развитие здесь, дома.

Этот шаг – центральный в процессе возвращения домой. «Вспоминание прошлого» означает «подведение итогов» того, что произошло. Вы позволяете себе вспомнить, что вы видели и что вы слышали тогда, вспомнить чувства и то, что ощущало ваше тело, и понять, что это означало для вас тогда. Когда вы позволяете себе «вспомнить прошлое» именно таким образом, то вы делаете важный шаг к тому, чтобы воспоминания о событиях, которые произошли с вами и другими солдатами в зоне военных действий, начали для вас быть связаны с почетом и признанием заслуг.

«Преобразование опыта» означает, что вы учитесь тому, как использовать свое прошлое, обратить его себе на помощь и пользу после возвращения домой.

До тех пор, пока ваше боевое прошлое не будет просмотрено, прослушано и прочувствовано полностью, вы не сможете найти ему подобающее место в своей памяти. А, если воспоминания не сохранить правильным образом, они будут продолжать жить с вами изо дня в день, и будут мешать вам «вернуться домой». До тех пор, пока вы не «вспомните прошлое» и не начнете «преобразовывать опыт», ваш разум и тело будут продолжать «напоминать» вам о том, что это необходимо сделать. Мысли, чувства и действия, являющиеся результатом такого «необходимого, однако болезненного напоминания» также составляют то, что мы называем ПТСР. Ваш разум и тело верят, что они с помощью таких вот «симптомов» делают то, что полезно вам. Теперь вы обучаете разум и тело правильному и приятному способу использовать прошлое в вашей жизни сейчас.

Для более глубокого понимания процесса преобразования своего опыта, прочитайте анализ, выполненный Фрэнком Пьюселиком, президентом компании «Пьюселик Консалтинг Групп», который помог в разработке данной методики. Фрэнк служил во Вьетнаме в качестве полевого военврача («военфельдшера») военно-морского флота 3й взвод, рота Гольф, 2/9, 3й дивизион морской пехоты, а позднее в Медицинском батальоне «А», Донг Ха, Вьетнам. По возвращении домой в 1967 году, он провел годы в борьбе с самим собой и, с помощью друзей, в конце концов, разработал методику консультирования, описанную в данном пособии. Участники боевых действий в наше время смогут отметить, что описанные комментарии актуальны и сейчас для ветеранов любых столкновений и войн:

«Многие из событий, произошедших с нашими войсками, изначально не имели ничего общего с храбростью, отвагой и т.д. Мы были напуганы до смерти, падали в кучу друг на друга, пытаясь поместиться в окопе, отчаянно вгрызаясь ногтями в грязь, стараясь хоть на один дюйм залечь ниже; или, прячась за стеной. Каким-то образом мы умудрились пережить эти события, тогда как многие из наших друзей – нет. Мы не оглядывались назад и не называли эти воспоминания отвагой и храбростью. Мы часто делали то, что должны были сделать, чтобы пережить следующие несколько секунд. То, что мы вспоминали, было, скорее, преданностью друг другу, волей к выживанию, постоянным страхом смерти от невидимого снайпера или бомбы, и невероятной физической и умственной нагрузкой, которую мы выдерживали день за днем, просто чтобы продержаться. Это то, что заставило нас измениться, то, что нам было нужно снова изменить, чтобы по-новому научиться ценить «маленькие события». Нам нужно было научиться снова ценить, например, чизбургер, закат, улыбку любимого человека, прикосновение руки, слова «привет, папа» от ребенка. Эти маленькие события стали приносить огромную радость, потому что мы пережили ад. Пережив ад, мы получили способность ценить и дорожить, и радоваться сотне маленьких вещей, которые большинство людей воспринимают, как само собой разумеющееся. Если воспоминания преобразовать правильно, то эти события станут подарком после возвращения «из боя». Каждый солдат проходит это по-своему, изучает и запоминает свой способ преобразования. У каждого солдата есть возможность заполнить пробелы. Каждому солдату нужно решить со временем был ли он храбр, проявил ли мужество. Это вызов каждому».

Эта методичка – инструмент для помощи вам в этом в процессе.

Начинайте последний шаг, и процесс воспоминания и преобразования будет идти последовательно и постепенно. Иногда он может быть пошаговым, например, вот таким:

1- Принятие того, что произошло, а также готовность добавить свои возникающие чувства из воспоминания о самом событии.

2-Готовность частично прочувствовать ужас и испуг от события в прошлом, тогда как в момент происходящего это не было возможно.

3-Готовность прочувствовать событие даже еще более сильно.

4- Принятие того, что это произошло и было действительно ужасно.

5- Прощение и/или принятие вины, которую вы испытываете либо потому, что вы не предотвратили то, что случилось, либо потому, что на месте этого человека должны были быть вы, но это случилось не с вами.

6- Злость и ненависть, которую вы испытываете по отношению к Всевышнему или к жизни в целом из-за того, что это событие вообще произошло. На этот шаг может уйти какое-то время и, возможно, несколько консультационных сессий. Иногда боль и злость очень сильны, и ярость на «силы мира сего» должны будут быть вами выплеснуты сполна.

7- Вы принимаете то, что это произошло и, понимаете, что вам придется что-то с этим сделать, или оно сделает что-то с вами. Вы пострадавшая жертва или вы солдат? Здесь боец ведет процесс, определяет темп изменений, а задача консультанта – не торопить и не подгонять солдата. Когда солдат сам инициирует и ведет изменения, ему легче в них поверить, и процесс выздоровления будет продолжаться.

8- Теперь начинаются дискуссии о возможной пользе и ценности для вас и вашей жизни от воспоминаний, и от самого факта, что это было в вашем прошлом. Вы понимаете, что прошлое нельзя повернуть вспять или стереть. Вы должны или использовать прошлое, или страдать от него всю свою жизнь.

9- Ладно! Заслуживаю ли я страдать всю жизнь, этого ли хотели бы мои друзья, этого ли заслуживает моя семья, и, наконец, этого ли я действительно хочу, это ли я заслужил? Разве ваши дети и близкие сделали что-то, чтобы заслужить такие последствия от вашего пребывания на войне. НЕТ!

10 – Так, и, что же я буду делать с этими воспоминаниями? Как они могут сделать меня лучше? Могу ли я забыть их? НЕТ! Что хорошего они могут дать мне и моей жизни? Теперь я должен честно и открыто взглянуть на свое прошлое, и найти в этом свою пользу, шаг за шагом, раз за разом.

11- Примите то новое, что вы поняли, найдите способ, с помощью которого вы сможете свои «находки» осознать, прочувствовать и использовать в своей «домашней» жизни.

12- Теперь вы готовы по-настоящему вспомнить прошлое, и начать его преобразовывать. Шаги процесса не будут одинаковыми для всех; они свои для каждого солдата и, зависят от того, насколько много он сможет сделать самостоятельно.


На этой и на последующих за этой страницах, выбирайте каждый вид поведения, по одному, и двигайтесь, следуя такому процессу:

Преодолеваемое поведение № __ ____________________________________________

Триггер: Что я видел, слышал или чувствовал внутри или снаружи, что вызвало поведение №1? Когда и где поведение №1 происходит чаще всего?

Правило Боя: Чему я научился в боевых условия, что звучит, как причина, по которой я использую поведение №1 (см. Приложение 1. Боевые Правила)

Терапия: Какой из предлагаемых ими вариантов терапии поможет мне лучше всего справиться с данным поведением?

(см. Приложение 3. Симптомы и Методы Лечения)

Домашнее Правило: Там и тогда, когда происходит поведение №__ здесь, дома, какое «домашнее правило» мне нужно использовать вместо боевого правила?

Переориентация на дом: Пройти упражнение на переориентацию, которое поможет мне чувствовать себя в безопасности там и тогда, когда поведение №1 запускается триггером. (см. Анкету «переориентация на дом»).

Завершение осознания/преобразование опыта: Запишите то, что вы сделали, чтобы вспомнить и преобразовать прошлое. Что вам помогло вернуться в настоящее? Помните, что делая это, вы учите свой разум и тело уместному и хорошему способу использовать свое прошлое в жизни дома, сейчас.


Преодолеваемое поведение № __ ____________________________________________

Триггер: Что я видел, слышал или чувствовал внутри или снаружи, что вызвало поведение №__? Когда и где поведение №__ происходит чаще всего?

Правило Боя: Чему я научился в боевых условия, что звучит, как причина, по которой я использую поведение №__ (см. Приложение 1. Боевые Правила)

Терапия: Какой из предлагаемых ими вариантов терапии поможет мне лучше всего справиться с данным поведением?

(см. Приложение 3. Симптомы и Методы Лечения)

Домашнее Правило: Там и тогда, когда происходит поведение №__ здесь, дома, какое «домашнее правило» мне нужно использовать вместо боевого правила?

Переориентация на дом: Пройти упражнение на переориентацию, которое поможет мне чувствовать себя в безопасности там и тогда, когда поведение №__ запускается триггером. (см. Анкету «переориентация на дом»).

Завершение осознания/преобразование опыта: Запишите то, что вы сделали, чтобы вспомнить и преобразовать прошлое. Что вам помогло вернуться в настоящее? Помните, что делая это, вы учите свой разум и тело уместному и хорошему способу использовать свое прошлое в жизни дома, сейчас.


Преодолеваемое поведение № __ ____________________________________________

Триггер: Что я видел, слышал или чувствовал внутри или снаружи, что вызвало поведение №__? Когда и где поведение №__ происходит чаще всего?

Правило Боя: Чему я научился в боевых условия, что звучит, как причина, по которой я использую поведение №__ (см. Приложение 1. Боевые Правила)

Терапия: Какой из предлагаемых ими вариантов терапии поможет мне лучше всего справиться с данным поведением?

(см. Приложение 3. Симптомы и Методы Лечения)

Домашнее Правило: Там и тогда, когда происходит поведение №__ здесь, дома, какое «домашнее правило» мне нужно использовать вместо боевого правила?

Переориентация на дом: Пройти упражнение на переориентацию, которое поможет мне чувствовать себя в безопасности там и тогда, когда поведение №__ запускается триггером. (см. Анкету «переориентация на дом»).

Завершение осознания/преобразование опыта: Запишите то, что вы сделали, чтобы вспомнить и преобразовать прошлое. Что вам помогло вернуться в настоящее? Помните, что делая это, вы учите свой разум и тело уместному и хорошему способу использовать свое прошлое в жизни дома, сейчас.


Преодолеваемое поведение № __ ____________________________________________

Триггер: Что я видел, слышал или чувствовал внутри или снаружи, что вызвало поведение №__? Когда и где поведение №__ происходит чаще всего?

Правило Боя: Чему я научился в боевых условия, что звучит, как причина, по которой я использую поведение №__ (см. Приложение 1. Боевые Правила)

Терапия: Какой из предлагаемых ими вариантов терапии поможет мне лучше всего справиться с данным поведением?

(см. Приложение 3. Симптомы и Методы Лечения)

Домашнее Правило: Там и тогда, когда происходит поведение №__ здесь, дома, какое «домашнее правило» мне нужно использовать вместо боевого правила?

Переориентация на дом: Пройти упражнение на переориентацию, которое поможет мне чувствовать себя в безопасности там и тогда, когда поведение №__ запускается триггером. (см. Анкету «переориентация на дом»).

Завершение осознания/преобразование опыта: Запишите то, что вы сделали, чтобы вспомнить и преобразовать прошлое. Что вам помогло вернуться в настоящее? Помните, что делая это, вы учите свой разум и тело уместному и хорошему способу использовать свое прошлое в жизни дома, сейчас.


Преодолеваемое поведение № __ ____________________________________________

Триггер: Что я видел, слышал или чувствовал внутри или снаружи, что вызвало поведение №__? Когда и где поведение №__ происходит чаще всего?

Правило Боя: Чему я научился в боевых условия, что звучит, как причина, по которой я использую поведение №___ (см. Приложение 1. Боевые Правила)

Терапия: Какой из предлагаемых ими вариантов терапии поможет мне лучше всего справиться с данным поведением?

(см. Приложение 3. Симптомы и Методы Лечения)

Домашнее Правило: Там и тогда, когда происходит поведение №__ здесь, дома, какое «домашнее правило» мне нужно использовать вместо боевого правила?

Переориентация на дом: Пройти упражнение на переориентацию, которое поможет мне чувствовать себя в безопасности там и тогда, когда поведение №__ запускается триггером. (см. Анкету «переориентация на дом»).

Завершение осознания/преобразование опыта: Запишите то, что вы сделали, чтобы вспомнить и преобразовать прошлое. Что вам помогло вернуться в настоящее? Помните, что делая это, вы учите свой разум и тело уместному и хорошему способу использовать свое прошлое в жизни дома, сейчас.


«Правила поведения в бою» - описание и пояснения

Это такой образ мышления, который развивается у солдат, сражавшихся ранее, и попавших на войну снова. Он возникает в зоне боевых действий, определяет их поведение, выживание и успех на поле боя. Но затем им приходится вернуться домой. Если такой образ мышления возникает у вас здесь, с тем же напряжением, которое было в бою, опишите возникающие мысли как отдельные пункты для проработки на листах методички под названием «Преодолеваемое поведение № ____» (см. выше)

Первые восемь – это мысли или «Правила выживания в бою», адаптированные по статье под названием «8 навыков, необходимых в бою, которые делают гражданскую жизнь сложнее», под авторством James Munroe, Ed.D., Boston VA Healthcare System. С д-ром Мунро можно связаться по адресу < james.munroe@med.va.gov>.

1. Безопасность. Военные лица в зоне боевых действий должны быть постоянно наготове на случай тревоги. Повседневные события дома, вроде дорожных пробок, могут запустить чувство опасности и ранимости. Солдаты склонны к постоянной бдительности и контролю. Люди, привыкшие к безопасности, могут не понимать такого поведения.

2. Вопрос Доверия и Определение Врага. Чтобы выжить, военные лица должны научиться никому не доверять в зоне боевых действий. Лучше считать всех врагами до тех пор, пока не убедишься в обратном. Дома же недоверие и подозрительность значительно вредят отношениям, включая семейные.

3. Преданность цели. Первоначальная и самая важная задача на войне – выполнить задание, поставленное командованием. На это направляется все внимание и все ресурсы. В гражданском мире, люди сами проявляют инициативу, обнаруживают новые задачи, расставляют приоритеты, и решают сами, как и куда им двигаться.

4. Принятие решений. В зоне боевых действий, следование приказам критично важно для личной безопасности и успеха задания. Военные, чей ранг позволяет принимать решения, должны отдавать приказы, касающиеся жизни или смерти других людей, даже если у них нет всей необходимой информации. Дома, особенно в семье, принятие решений – дело сотрудничества. Людям нужно время для обсуждения вопросов и вариантов решений, и они часто просят о дополнительной информации.

5. Тактики реагирования. В зоне военных действий выживание зависит от автоматической реакции на опасность. Критично важно действовать первым, с максимальной огневой мощью, а размышлять уже потом. Не менее важно хранить в исправности и готовности все оборудование, включая оружие. Дома неприбранные комнаты и грязные вещи могут вызвать непонимание у человека, пришедшего с войны, а его реакция может испугать или ошеломить окружающих.

6. Предсказуемость и контроль. В зоне военных действий, если враг может предсказать ваше передвижение, расположение, планы или намерения – вы в опасности. Военные учатся быть непредсказуемыми и скрывать информацию. Работодатели же от сотрудников ждут следования распорядку и правилам, а женам и детям это просто необходимо.

Фрэнк Пьюселик добавляет к этому: «предсказуемость – основа доверия». Если я могу предвидеть поведение другого человека, мне с ним становится комфортно, я знаю, что я в безопасности. Если я в безопасности – я могу расслабиться. Если я могу расслабиться – я могу получать удовольствие от общества другого человека. Таким образом, если на войне моя непредсказуемость необходима, потому что сохраняет мне жизнь, то дома это может стать источником серьезных проблем.

7. Контроль эмоций. Боевые действия вовлекают человека в события, за которыми следуют страх, потери и горе. А работа солдата требует, чтобы он действовал быстро, всегда пребывал в готовности к тревоге. Перечень приемлемых эмоций сводится к гневу и раздражительности. Заглушить эмоции можно с помощью алкоголя и наркотиков, и такое может происходить с солдатом даже после возвращения домой. Эмоции, которые являются такими опасными в бою, могут стать невероятно нужными для отношений дома.

8. Трудности с разговорами о войне. Крайне непросто говорить о том, как война меняет людей. Она может изменить базовые убеждения о человечестве и справедливости в мире. В боевых условиях шанс размышлять об этих понятиях ничтожно мал. Дома трудно объяснить гражданским – людям, живущим в безопасности – что случалось в бою, какие принимались решения, почему они были необходимы. Разговоры о войне могут дать солдату переизбыток эмоций – печали и ужаса. Военные могут бояться, что такие истории огорчат людей, которых они любят, или заставят их отвернуться.

Другие правила поведения, которые солдаты усваивают в ходе боевых действий:

9. Остановка посреди хаоса. Услышав неожиданные громкие звуки или при суматохе вокруг, вы останавливаетесь. Останавливаетесь физически, эмоционально, задерживаете дыхание, максимально напрягаете зрение и слух, чтобы найти причину и немедленно отреагировать. Только если вы отключили временно ненужные системы, вы найдете в себе ресурсы для реакции.

Дома вы можете использовать ту же привычку. Любой непонятный шум или движение заставляет «остановиться», оценить и реагировать. Проблема в том, что, скорее всего вы отреагируете с максимальной силой – как поступали в бою. С этим можно справиться (снизить излишнее реагирование), стараясь предугадать ситуацию заранее. Вспомните, когда в последний раз реагировали излишне бурно. Осознанно вспомните, где вы находитесь, и проработайте несколько вариантов реакций, одна из которых подойдет к ситуации дома лучше всего. Повторяйте это до тех пор, пока не почувствуете уверенность в том, что ваш фокус внимания и уровень энергии снова оптимален для дома.

10. Будьте верны своим (проверенным друзьям). В предыдущем правиле о доверии мы говорили о том, что в бою солдаты могут доверять ТОЛЬКО проверенным людям. Я могу рассчитывать на них, ожидая определенных действий: их слова полностью соответствуют действиям, если это в их силах. Надлежащее выполнение плана критично. Ожидаю ли я от своей семьи дома боевого уровня повиновения, и перестаю ли их ценить, когда они не повинуются?

11. Планируй наперед. «Ориентированность на цель» очень похожа на это правило. В бою солдаты всегда планируют наперед. «Что именно мы планируем делать?» «Что нам нужно, чтоб добраться туда и обратно?» «Есть ли у меня все необходимое? У всех ли участников задания есть все необходимое?» Неподготовленный солдат создает угрозу безопасности. Стану ли я ожидать такого же поведения от своей семьи дома? Достаточно ли мне будет разумного объема подготовки, достаточного для гражданской жизни дома, или уровня подготовки, необходимого для ведения боя?

12. Нет чувствам. Это правило гласит: не испытывай эмоций, а также не чувствуй свое тело, если это тебя отвлекает. Дома вам может понадобиться воссоединение с телесными ощущениями и с чувствами, чтобы получать удовольствие от того, что вы наконец-то вернулись в то место, которое защищали в бою.

13. Знай территорию. В бою солдат должен быстро и абсолютно точно знать, где можно укрыться и спрятаться, и он думает об этом ежесекундно. Он должен знать пути наступления и отхода, и главное, должен знать все сильные и слабые стороны своего расположения. Дома, до тех пор, пока эти навыки, наработанные до автоматизма, не вернутся на «гражданский» уровень, ветеран будет уделять больше внимания своей безопасности в окружающем пространстве, чем людям вокруг или тому, чем он занимается. Кто может наслаждаться вкусной едой, интересным фильмом или общением с другими людьми, если он ежесекундно проверяет всех и вся на предмет опасности?

14. Действуй в случае угрозы. В бою солдаты постоянно находятся в ожидании угрозы. Дома военные все еще будут ожидать опасности намного чаще, чем чего-то приятного. До того, как это правило будет откорректировано для «дома», солдат будет действовать без размышления, так, как его этому научили в боевых условиях. В этой программе мы научимся улавливать такие склонности, и заменять их надлежащим размышлением перед тем, как действовать.

Пожалуйста, будьте внимательны с пунктом о «правилах». Каждое из них было разработано для того, чтобы достичь цели, выполнять задачи, и чтобы увеличить шансы на выживание. Вы вкладывались в выполнение каждого правила. Если ты выкладывался меньше, чем до отказа – ты был ужасающе неподготовлен. В зоне боевых действий эти правила, если вы им следовали и выкладывались на полную, позволили вам выжить.

Тем не менее, каждое из правил основывается на навыках, которые можно использовать и дома – в случае, если вы не доводите их до предела. На самом деле, это правила, которые мы выборочно используем дома, просто с куда меньшим усердием, в сравнении с тем, как мы пользуемся ими в бою. Пройдитесь по правилам еще раз. Обсудите их. Проследите, считаете ли вы их правильными. Если для вас они верны, отметьте, что работа, которую вы проделываете, чтобы вернуться домой, включает в себя необходимость решить, как подкорректировать затрачиваемые усилия в ситуациях, которые запускали боевые реакции. Научитесь сосредотачивать свое внимание на том, чтоб корректировать усилия и ваше поведение вскоре начнет возвращаться к «домашнему», что и было вашей целью все это время.


Приложение 1. Правила поведения в бою (Боевые Правила)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: