double arrow

Налоговый контроль: назначение, методы и формы осуществления. Пути усиления действенности налогового контроля в Российской Федерации


Налоговый контроль – это контроль, который осуществляют налоговые органы с целью проверки исполнения налогового законодательства. Налоговый контроль представляет собой контроль со стороны государства за правильностью начисления и перечисления в бюджеты всех уровней налогов и сборов. Налоговый контроль относится к единой глобальной общегосударственной системе финансового контроля за хозяйственно-экономической деятельностью предприятий и физических лиц. Налоговый контроль осуществляется уполномоченными налоговыми органами в рамках налогового законодательства Российской Федерации.

К сфере налогового контроля относится соблюдение налогового законодательства, правильность начисления налогов и сборов, порядок и сроки их перечисления в федеральный и местный бюджеты, а также контроль за исполнением должностными лицами предприятий и учреждений своих обязанностей в сфере налогообложения, выявление налоговых нарушений и выдача распоряжений для принудительного перечисления налогов и сборов в федеральный и региональный бюджеты. Деятельность органов налогового контроля характеризуется несколькими основополагающими принципами, обязательными для соблюдения: принцип законности, принцип юридического равенства, принцип соблюдения прав гражданина, принцип гласности, принцип ответственности, принцип независимости, принцип регулярности, принцип планомерности, принцип объективности и достоверности, принцип всеобщности и единства. От налогового контроля не может быть освобождено ни одно физическое либо юридическое лицо на всей территории Российской Федерации.




Начальным этапом налогового контроля является обязательное ведение налогового учета и регулярная сдача налоговой отчетности юридическими и физическими лицами. При нарушении налоговой дисциплины (некорректный размер налоговых выплат, нарушение сроков перечислений в бюджет и т.д.) применяются системы штрафных санкций – с разделением по физическим и юридическим лицам. Размер штрафных санкций прописан в налоговом законодательстве Российской Федерации, а конкретно – в Налоговом Кодексе РФ. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль является разновидностью государственного финансового контроля. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.



Подконтрольными субъектами являются любые государственные и муниципальные органы, организации и физические лица, участвующие в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов. Налоговые, таможенные органы и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую, аудиторскую тайну. При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). За причинение убытков проверяемым лицам, их представителям в результате совершения неправомерных действий налоговые органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами. Убытки, причиненные проверяемым лицам, их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Налоговый контроль осуществляется на всех этапах и стадиях налогообложения, затрагивает все аспекты налоговых правоотношений. Налоговый контроль в широком смысле представляет собой контроль государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всех этапах налогового процесса – от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности. Налоговым в широком смысле является и ведомственный контроль за соблюдением должностными лицами государственных органов налогового законодательства. Налоговый контроль в свойственных им формах осуществляют также органы прокуратуры и внутренних дел, таможенные органы, Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу.



Классификация налогов и ее назначение. Характеристика прямых и косвенных налогов.

Классификация налогов — это обоснованное распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений.

Классифицирующие признаки:

- способ взимания;

- принадлежность к определенному уровню управления;

- субъект налогообложения;

- способ или источник обложения;

- характер применяемой ставки;

- назначение налоговых платежей;

- другой признак.

Виды налогов:

1) По степени переложения:

- прямые;

- косвенные.

2) По принадлежности к уровню правления:

- федеральные;

- региональные;

- местные.

3) По объекту обложения:

- с имущества (имущественные);

- с доходов (фактические и вмененные);

- с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные);

- с использования ресурсов (рентные).

4) По бухгалтерским источникам уплаты разграничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников может выступать:

- выручка от реализации;

- себестоимость продукции;

- финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли;

- оплата труда и предпринимательский доход;

- валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия.

5) По субъекту обложения:

- взимаемые с юридических лиц;

- взимаемые с физических лиц;

- смешанные.

6) По способу обложения (в зависимости от способа определения налогового оклада):

«по декларации»;

«у источника»;

«по уведомлению».

7) По применяемой ставке:

прогрессивные;

регрессивные;

пропорциональные;

твердые.

8) По назначению:

абстрактные;

целевые.

9) По срокам уплаты:

срочные;

периодические.

В зависимости от места формирования источника выпла­ты налогов последние подразделяются на прямые и косвенные. Налог считается прямым, если источник фор­мируется непосредственно у налогоплательщика.

Налог яв­ляется косвенным, если источник находится в составе других платежей (в основном в составе цены) и номинальный налогоплательщик, осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несет.


Прямые налоги взимаются с доходов или имущества на­логоплательщиков в процессе приобретения (накопления) ими материальных благ. Размер этих налогов при надле­жащем учете точно известен.

Прямые налоги подразделяются на:

  • налоги с фактического дохода, уплачиваемые с дейст­вительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика (налог на при­быль, подоходный налог, налог на доходы от капитала и др.);
  • налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, земельный на­лог и др.)

Косвенные налоги взимаются путем включения их в це­ну товара как своеобразные надбавки (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.). Они под­разделяются на:

  • косвенные индивидуальные налоги, которыми облага­ются определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды высокодоходных товаров);
  • косвенные универсальные налоги, которыми облага­ются все товары, работы и услуги за исключением некото­рых, как правило социально-значимых, товаров.

К этой группе налогов относятся также таможенные по­шлины. Главная особенность косвенных налогов заключаются в том, что их тяжесть перекладывается на конечно­го потребителя. Другой особенностью является то, что эти налоги хорошо собираемы, так как включены в состав це­ны и от них трудно уклониться. Именно в силу этого на первом месте в перечне федеральных налогов и сборов, ус­тановленных Налоговым кодексом, стоят косвенные налоги — налоги на добавленную стоимость и акцизы.

Однако косвенные налоги не всегда можно переложить на потребителя. Так, повышение цены от введения налога на добавленную стоимость и (или) налога с продаж приво­дит, как правило, к снижению спроса и сокращению объе­ма продаж. Для сбыта продукции продавец вынужден ид­ти на снижение цены, уплачивая тем самым косвенный на­лог из своей прибыли. В этом случае косвенный налог в той или иной степени становится прямым налогом.







Сейчас читают про: