Сознание и деятельность

Основной закон развития сознания и психики человека заключается в том, что человек развивается в деятельности. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности.

Деятельность- активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство определенного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая.

Деятельность всегда связана с некоторой потребностью. Деятельность возникает, когда невозможно автоматически удовлетворить потребность в силу социального и / или предметного сопротивления. Деятельность характеризуется осознанностью, хотя отдельные действия могут осуществляться автоматически.

Основными элементами деятельности выступают отдельные действия, т.е. деятельность существует как действие или как цепь действий. Действия могут осуществляться различными способами, которые называются операциями. Операции определяются условиями осуществления действий.

Деятельность является одним из проявлений поведения. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные обладают поведением, но не деятельностью, которая им недоступна. Не любое поведение человека можно назвать деятельностью. Хотя любая деятельность - это определенное поведение. Критерий для различения -степень прилагаемых сознательных усилий.

1.4. Проблема биологического и социального
в природе человека.

В структуре личности очень условно можно выделить биологически обусловленные и социально обусловленные особенности. Человек - это, с одной стороны, биологическое существо, высокоорганизованное животное (принадлежащее к классу млекопитающих). С другой стороны, человек - существо общественное, т.к. общественные отношения изменили его телесную организацию и сам характер существования.

Изучение биологических свойств человека в психологии связано с анализом фундаментальной проблемы: как конкретно органическое, природное проявляется в психическом. Действительно, связь биологического и психического, социального и психического существует. Но ее необходимо не просто констатировать, а изучать. Психологи, говоря о процессе развития в соответствии с генетическим планом, пользуются термином созревание.

Среди психологов продолжаются дебаты по вопросу о том, в какой степени наше поведение определяется созреванием, а в какой -научением. Младенец сначала садится, затем встает и, наконец, идет -здесь первостепенное значение имеют процессы созревания. Но развертыванию такого процесса могут помешать лекарства, плохое питание, утомление, болезнь, запреты или эмоциональное напряжение. Некоторые навыки, такие как исполнительские навыки музыканта или двигательные - спортсмена, поддерживаются и совершенствуются только благодаря приобретению опыта и непрестанным упражнениям. В отличие, скажем, от собак, дети обладают врожденной способностью говорить, но, чтобы пользоваться ею, они должны выучить язык. Младенцы непроизвольно выражают такие эмоции, как гнев или страдание, но они должны будут выучиться управлять своими чувствами в соответствии с нормами, принятыми в их культуре.

Совокупность биологически обусловленных свойств выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков (задатки - биологическая основа способностей). В основе темперамента лежат основные свойства нервной системы, которые характеризуют динамику протекания двух основных процессов - возбуждения и торможения.

Природные особенности человека - это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений.

В формировании направленности и характера роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в особенности воспитания, исключительно велика. Поэтому вопрос о соотношении биологического и социального в личности имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

7.5. Отрасли психологии.

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научно-практических направлений. Так, особенности психики животных изучае1-зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, телевидения, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Выделяют ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий. Экономическая психология рассматривает проблемы психологических аспектов экономического поведения человека (психология рекламы, психология продавца и покупателя, психология делового общения).

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования - факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию-стехническими науками, через педагогическую психологию - с педагогикой, через социальную психологию - с общественными и социальными науками, через медицинскую психологию и патопсихологию- с медициной и т.д.).

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Каково определение психологии как науки?

2. В чем состоит предмет психологии?

3. Каковы основные элементы психики человека?

4. Какие задачи решает психология?

5. Что такое сознание? Какова его структура?

6. Почему индивидуальное сознание может существовать только при наличии

общественного?

7. Как сознание связано с деятельностью?

8. Что такое деятельность?

9. Чем деятельность отличается от поведения?

10. Каково влияние среды и биологических предпосылок на развитие личности?

11. Какие отрасли психологии вы знаете? Охарактеризуйте их.

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Как вы думаете, почему знание о человеке не приобрело столь же общего

признания и уважения, как знание о природе и обществе?

2. Какова специфика психологии как науки?

3. Возможно ли развитие психики вне деятельности'

4. Почему важно правильно понимать соотношение биологического и
социального в личности?

5. Какие факторы лежат в основе классификации отраслей психологии?

6. К чем, на ваш взгляд, заключается практическая значимость изучения основ

психологии?

7.В чем отличие знаний житейской психологии от понятий научной психологии? Почему квалифицированному специалисту необходима научная психология человека?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: