№п/п | Среднесписочная численность работников «х» | Товарная продукция, тыс.руб. «y» | Совпадение или несовпадение знаков | ||||||
2,5 | - | - | с | +2 | |||||
5,0 | - | + | н | +3 | |||||
6,0 | + | + | с | +2 | |||||
3,0 | + | - | н | -2 | |||||
1,6 | + | - | н | -6 | |||||
2,0 | - | - | с | +2 | |||||
1,5 | - | - | с | -3 | |||||
10,5 | + | + | с | +2 | |||||
итого | 32,1 | с = 5 н = 3 | +11 -11 | =74 |
Средняя списочная численность рабочих равна:
Средний объем товарной продукции равна:
Затем находим отклонения от средних величин и посчитаем число совпадений и несовпадений знаков.
Коэффициент Фехнера составит , что говорит о слабой связи прямой между списочной численностью и товарной продукцией.
Этот показатель целесообразно использовать для установления факта наличия при небольшом объеме исходной информации.
Коэффициент корреляции рангов Спирмэна равен:
, где
– количество рангов
– разность между рангов
Р – ранг (порядковые номера вариантов).
Он варьирует от -1 до +1 и измеряет тесноту связи при небольшом количестве исходной информации и измеряет тесноту связи как между количественными, так и между качественными признаками при условии, что значение этих признаков могут быть проранжированны по степени убывания или возрастания. Коэффициент корреляции рангов Спирмена равен:
или 12%
Теснота связи между признаком «x» и признаком «y» - слабая, прямая.
Коэффициент ассоциации применяется для изменения тесноты связи для качественных альтернативных признаков. Он равен:
, где
a – противоположно b
c – противоположно d
Расчетная таблица в этом случае состоит из четырех ячеек (таблица «четырех полей»), стратегическое сказуемое, которое схематически может быть представлено в следующем виде (см. табл. 17)
Таблица 17
Расчетная таблица для коэффициента ассоциации
Оценки Студенты | Положительные оценки | Неудовлетво-рительные оцени | Итого: |
Работающие по специальности | а | b | |
Работающие не по специальности | c | d | |
Итого: |
Коэффициент ассоциации равен:
или 68,8%
Данный показатель показывает частоту связи между показателями оценок, работающего по специальности и не по специальности. Связь между показателями будет тесная (68,8%), т.е. чем больше студенты будут работать по специальности, тем больше будет положительных оценок.