| S |
S – ранжированный социальный статус
Социальная
Стратификация
X
Социальный состав
Таблица № 2.
Основные компоненты социальной структуры
| Статусные группы |
| Социальные общности |
| Социумы |
| Социально-социетальные образования |
| Статусные группы |
| Социальные институты |
| Этнические |
| гендерные |
| поселенческие |
| Семейные |
| Трудовые |
| Бытовые |
| Досуговые |
Таблица № 3.
| Доход | Престиж | Власть | Образование |
Социальные страты Социальные общности
Расположены на оси ординат и расположены на оси абсцисс
Характеризуются перемещением и характеризуются перемещением
Входящих в них людей по вертикали входящих в них людей по горизонтали
В реальной жизни общности и страты представляют собой единое целое и потому им присуща как горизонтальная, так и вертикальная мобильность.
Схема № 2.
Основные социальные группы населения нашей страны (в %)
| Специа- листы |
| Бедные и мелкие хозяева |
| Пролетарии и полупролетарии |
| рабочие |
| Зажиточные и мелкие хозяева |
| Колхо зники |
13,0
18,4
Г.
рабочие
крестьяне
интеллигенция
2,4 высшие чиновники, мелкая и средняя буржуазия
Крупная буржуазия, 19,7 14,5
Помещики
39,8
24,8
Крупная буржуазия
Схема № 3.
Каналы социальной мобильности
в советском обществев современном обществе
5 6 7 8 7 8 9 10
2 4 6
3 5 4
1 1 2
Средняя школа 1 – средняя государственная школа
2 – производство 2 – средняя частная школа
3 – высшая школа 3 - производство
4 – вечернее и заочное обучение 4 – высшая школа
5 – военная деятельность 5 – заочное обучение
6 – партийная 6 – перемещение в бизнес
7 – хозяйственная 7 – государственная служба
8 – научная, художественная 8 – предпринимательская деятельность
9 – политическая
10 – научная, художественная
Вопросы
1. Какие группы населения относятся к так называемым «новым русским»?
2. Можно ли советскую и нынешнюю бюрократию рассматривать как класс?
3. В чем отличие в тенденциях изменения социальной структуры дореформенного и пореформенного общества нашей страны?
4. Кто составляет «средний» класс в России?
5. Укажите в приведенном списке маргинальные группы: безработные, учителя, беженцы, торговцы.
ТЕМА 5
Социология профессионально-трудовых разновидностей и общностей социальной жизни.
Специфика взаимодействий людей по поводу труда.
Профессионально-трудовые общности: основания классификации, факторы детерминации, перспективы развития.






