Маргинальность

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (позднелат. Marginalis – находящийся на краю, от лат. Margo – край, граница). Термин впервые употребил Парк Роберт Эрза (1864–1944) – американский социолог, основатель Чикагской социологической школы в эссе “Человеческая миграция и маргинальный человек” (1928), посвященном изучению процессов в среде иммигрантов для обозначения определенного социально-психологического состояния иммигрантов. До этого термин «маргинальный» употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях.

Маргинальность, по Парку, связана с сомнениями индивида относительно своей личной ценности, с неопределенностью дружеских связей, постоянной боязнью быть отвергнутым, одиночеством, чрезмерной мечтательностью, излишним беспокойством о будущем и т. п. Маргинальность первоначально рассматривалась как побочный продукт процесса воздействия друг на друга двух конфликтующих культур. Маргинальный человек живет в двух мирах одновременно (в случае иммигранта — в мире родной культуры и местной), что вынуждает его принимать ценности и нормы обоих миров. В 40—60-е гг. проблема маргинальности стала рассматриваться обширнее – как конфликт культур. Э. Хьюз писал о переходных фазах, в связи с переходом людей от одного образа жизни к другому, от одной культуры и субкультуры к другой. Маргинальность для него — это идентификация человека с двумя статусами или референтными группами.

Понятие «маргинал» как имя существительное впервые возникло во Франции в 1972 г. (ранее было только понятие «маргинальный»). Незадолго до этого страна была глубоко потрясена майскими политическими событиями 1968 года, на смену мечте пришли конформизм и тревога. Власть имущие стремились к успокоению, однако многие выступили против возврата к традиционным порядкам. Маргиналами начали именовать тех, кто или сам отверг общество, либо оказался им отвергнутым.

Итак, в понятиях «маргинальность, маргинал» можно выделить два контекста – нахождение индивида или социальной группы на стыке двух конфликтующих культур (или культуры и субкультуры) или между социальными связями в обществе, в результате конфликта с общепринятыми нормами общественного строя. Динамика маргинализации – это либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы социальных норм и законности, либо разрыв всех традиционных связей и творение своего собственного, совсем иного мира.

Для Дж. Б. Манчини маргинальность проявляется в сферах культурной, структурной и ролевой. Культурная маргинальность соотносится с межкультурными контактами и процессами ассимиляции. Ролевая маргинальность проявляется в случае неудачного соотнесения индивидом себя с позитивной референтной группой; выбором роли с элементами ролевого конфликта и т. д. Структурная маргинальность обнаруживается в виде политического, социального и экономического бессилия индивидов или групп внутри общества.

В России термин появился в начале реформ. Поначалу маргинальность отождествлялась с антиобщественной деятельностью, неправильной системой ценностей. Сейчас термин употребляется практически без негативного оттенка и означает шаткость позиции личности в процессе социальных изменений, частичную включенность в состав некоторой общественной группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: