Теория и технологии развития. Введение

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ)

Направление подготовки: 050100.62 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Начальное образование», «Дошкольное образование»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

Форма обучения: очная

Орехово- Зуево

Ушанкина Л.В.

Теория и методика развития математических представлений у детей: методические рекомендации к самостоятельной внеаудиторной работе студентов. – МГОГИ, 2013.

Методические рекомендации предназначены для студентов педагогического факультета, обучающихся по дополнительной специальности «Дошкольная педагогика и психология» и нацелены на активизацию внеаудиторной познавательной деятельности и повышение самостоятельности студентов при освоении курса «Теория и технологии развития математических представлений у детей».

Ушанкина Л.В ., 2013

Московский государственный

областной гуманитарный

институт, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................................................. 4

ТЕМА 1. Теоретические основы дисциплины «Теория и технологии развития математических представлений у детей»............................................................................................5

ТЕМА 2. Дидактические основы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста............................................................................................................................6

2. 1. Содержание предматематической подготовки дошкольников................................................6

2. 2. Методы предматематической подготовки дошкольников.......................................................7

2. 3. Средства формирования элементарных математических

представлений у детей в детском саду................................................................................................7

2. 4. Организация процесса математического развития детей дошкольного возраста..................9

ТЕМА 3.Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов..........18

ТЕМА 4. Развитие представлений о количестве у детей раннего и младшего дошкольного возраста..................................................................................................................................................24

ТЕМА 5. Формирование представлений о числе. Развитие счетной и вычислительной деятельности..........................................................................................................................................27

ТЕМА 6. Формирование представлений о величинах и их измерении.........................................31

ТЕМА 7. Развитие пространственных ориентировок.......................................................................37

ТЕМА 8. Формирование представлений о времени............................................................................41

ТЕМА 9. Развитие логического мышления дошкольника средствами математики.....................45

В В Е Д Е Н И Е

В условиях интенсивного развития науки, техники, технологии, экономики прежние знания быстро устаревают, растет запас новых знаний. Поэтому одним из важнейших требований к современному специалисту является умение самостоятельно изучать и усваивать новые знания, то есть умение заниматься самообразованием.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по учебному курсу «Теория и технологии развития математических представлений у детей» предполагает формирование у студентов в соответствии с ФГОС ВПО следующих умений:

- самостоятельно приобретать знания, пользоваться разнообразными источниками информации;

- работать с полученной информацией (систематизировать, обобщать, делать выводы, преобразовывать и т.д.);

- отбирать и конструировать необходимые способы познавательной деятельности, адекватные решаемой учебной задаче;

- применять усвоенные знания для решения профессиональных задач в области дошкольного образования и воспитания и др.

Учебная дисциплина «Теория и технологии развития математических представлений у детей» изучается по учебному плану подготовки бакалавров на втором и третьем курсах педагогического факультета. Учебная работа проводится в форме лекций, практических и лабораторных занятий.

Данное методическое пособие включает в себя материалы для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентов по темам курса: «Теоретические основы дисциплины «Теория и технологии развития математических представлений у детей»», «Дидактические основы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста», «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов», «Развитие представлений о количестве у детей раннего и младшего дошкольного возраста», «Формирование представлений о числе. Развитие счетной и вычислительной деятельности», «Формирование представлений о величинах и их измерении», «Развитие пространственных ориентировок», «Формирование представлений о времени», «Развитие логического мышления дошкольника средствами математики».

В каждой теме нет указаний, к какому занятию ведется подготовка – к практическому или лабораторному, предложены только общие подходы к ее рассмотрению. После формулировки темы в скобках указано количество часов, отводимых на самостоятельную работу в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Развитие познавательной деятельности студентов реализуется в ходе самостоятельной работы, организованной с помощью основных структурных компонентов по каждой теме: «Вопросы», «Задания», «Литература», и для некоторых тем - «Дидактические игры».

В пункте «Вопросы» выделены основные вопросы к проверке усвоения теоретического и методического материала.

Пункт «Задания» содержит задания к самостоятельной подготовке студентов к занятиям, а также задания, которые могут служить средством организации различных форм проведения аудиторных занятий.

Студенты готовятся к обсуждению на практических занятиях узловых вопросов курса и соответствующих публикаций, изучают программные требования, содержание, методы, приемы, средства обучения и формы оптимальной организации деятельности дошкольников, направленные на формирование элементарных математических представлений.

Подготавливаясь к лабораторным занятиям, студенты составляют конспекты и планы занятий по математике, анализируют их; определяют подходы и требования к конструированию дидактических материалов и игр, предназначенных для математического развития детей; готовятся к проведению деловых игр; изготавливают наглядные пособия и разрабатывают методику их использования.

Результаты самостоятельного выполнения учебных заданий студенты выполняют в форме:

- записей в рабочей тетради: конспекты статей, фрагментов занятий, таблицы и др.;

- продукта: наглядный дидактический материал, оборудование для игр;

- компьютерного продукта: рефераты, сообщения, презентации, таблицы, материалы образовательных сайтов, наглядный дидактический материал, оборудование для игр и др.

В пункте «Литература» представлен список учебно-методической литературы по данной теме. Ссылки на учебники, учебные пособия электронные средства обучения даны в скобках.

С целью оказания помощи студентам в подготовке к занятиям в пунктах «Дидактические игры» даны подборки обучающих игр с математическим содержанием. Игры изучаются и методически обрабатываются студентами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: