Цель: акцентировать внимание детей не только на общих размерах предметов, но и на отдельных его параметрах; готовить детей к измерению условной меркой.
Материал: ленточки или полоски бумаги.
Ход игры: Воспитатель заранее заготавливает полоски, равные параметрам (длина, ширина, высота) загадываемых предметов. Загадав предмет, он даёт ребёнку полоску (несколько полосок) и просит найти предмет такой же длины (ширины и высоты), как длина этой полоски.
10. Игра«Кто первый»?
Цель: упражнять детей в глазомерной оценке протяженности.
Материал: игровое поле, бумажный человечек, полоски бумаги, имитирующие мост, верёвку, лестницу.
Ход игры: Воспитатель знакомит детей с игровым полем и объясняет задание: «Нужно выйти из домика, пробежать по дорожке и достать флажок. Но в пути много препятствий: пропасти, спуски, подъёмы. Чтобы их преодолеть, надо построить мост, или спуститься по верёвке, или подняться по лестнице. Дети «ведут» человечка, выбирая отрезок бумаги такого же размера, как ширина, высота или длина препятствия.
|
|
11. Игра «Узнай по описанию» (словесная)
Цель: вырабатывать умение определять величину предмета по описанию.
Материал: игрушки, предметы.
Ход игры: Дети рассматривают игрушки, затем в отсутствии одного из участников составляют описание какой-либо из них, обращая особое внимание на её признаки величины.
12. Игра «Что изменилось»?
Цель: упражнять в умении выделять в конкретных предметах знакомые признаки величины и, в соответствии с ними, соотносить размеры предметов по памяти.
Материал: игрушки, предметы.
Ход игры: Воспитатель рассматривает с детьми предметы на столе и просит охарактеризовать каждый из них по всем признакам величины. Затем предлагает запомнить расположение предметов. Водящий отворачивается, меняется порядок расположения предметов (убирается, заменяется, или добавляется новый). Например, воспитатель убирает толстую книжку и кладёт тонкую и т. д. Ребёнок должен отметить не только изменившуюся ситуацию, но и определить величину предмета.
Примечания:
1. В старшей и подготовительной группах используют словесные игры «Наоборот», «Дополни предложение», «Придумай рассказ на слово, обозначающее величину предмета» и др.
2. Многие, приведенные выше игры по теме «Величина» можно сделать комплексными, т. е. включив обучающие задачи по другим темам («Геометрические фигуры», «Количество и счет», «Ориентировка в пространстве»). Так, вместо сравниваемых по размерам игрушек (полосок, предметов), можно сравнивать размеры геометрических фигур, выкладывать из них сериационные ряды по убывающей или возрастающей величине, вести подсчет количества предметов (фигур) в ряду определять их пространственное расположение (правее - левее, выше - ниже, ближе - дальше). В результате такой методической обработки игры, возможно изменение названия игры, добавление дидактических задач, потребуется подбор нового материала, переформулировка и дополнение заданий к игре, игровых правил, добавление игровых действий. Всё это насытит игру новым математическим содержанием, привлечет своей новизной больший интерес ребёнка, а, следовательно, повысит его умственную активность.
|
|