Материал: шарик на веревочке.
Цель: усвоение понятий «верх» и «низ», «высоко», «низко».
Ход упражнения: воспитатель подвешивает шарик выше роста ребенка, предлагает качнуть его, затем незаметно поднимает шарик выше. Дети не могут достать. Воспитатель объясняет: «Шарик высоко – не достать, а сейчас я опущу его вниз, чтобы можно было качнуть». Как только дети раскачают шарик, воспитатель вновь поднимает и спрашивает: «Где шарик? Почему вы с ним не играете? и т.п.»
Игровое упражнение «Где звенит колокольчик?»
Материал: колокольчик.
Цель: закрепление пространственных направлений: впереди - сзади, слева - справа, вверху – внизу.
Ход игры: ребёнок закрывает глаза. Воспитатель звенит колокольчиком то слева, то справа (вверху, внизу, впереди, сзади) от него. Ребенок определяет, с какой стороны раздается звук. Открыв глаза, он сначала может показать направление рукой, а затем назвать его.
Игровое упражнение «Куда бросим мяч?»
Материал: мяч.
Цель: определение и обозначение словом положение других детей относительно себя.
Ход упражнения: дети встают в круг. Воспитатель дает задание: «Брось мяч тому, кто стоит перед, (за) тобой; (слева, справа) от тебя».
Игровое упражнение «Назови, что, где стоит?»
Материал: игрушки.
Цель: определение положения предметов по отношению к себе.
Ход упражнения: ребенок находится в центре воображаемого квадрата, по углам которого располагаются игрушки. Ведущий просит ребенка назвать что, где стоит.
Варианты:
1. В упражнении вместо игрушек могут участвовать дети («Назови, кто, где стоит?).
2. С детьми старшего дошкольного возраста это упражнение можно проводить с целью определения места положения предметов относительно другого человека (куклы или мишки).
Игровое упражнение «Чего не стало и где стояло?»
Материал: игрушки.
Цели:
- определение положения предметов относительно себя;
- развитие внимания, памяти.
Ход упражнения: водящий ребенок определяет и запоминает, какая игрушка стоит впереди (сзади, справа, слева) от него и закрывает глаза. Воспитатель убирает одну - две игрушки. Открыв глаза, водящий говорит, какая игрушка пропала и где стояла. Например: «Не стало кубика, он стоял справа».
Варианты: см. упр.4
Игровое упражнение «Что изменилось?»
Проводится также как предыдущее упражнение, только, открыв глаза, водящий должен определить, какие предметы поменял местами воспитатель. Например: «Машина стояла сзади, а теперь впереди. А пирамидка стояла впереди, а теперь сзади».
В ходе упражнения игрушки можно не представлять, а повернуть водящего на 90 градусов, 180,270 или 360 градусов.