Тема 7. Развитие пространственных ориентировок (6 часов)

Вопросы

1. Содержание понятия «пространственная ориентация».

2. Особенности развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

3. Технологии развития у дошкольников пространственных представлений.

4. Значение формирования пространственных представлений в социально-личностном развитии дошкольников.

Задания

1. Изучите теоретический и методический материал по лекциям и пособиям (10,13,28) и подготовьте сообщение по теме «Виды пространственных ориентировок дошкольников. Характеристика каждого вида».

2. Выпишите из математических разделов программы «От рождения до школы» для каждой возрастной группы обучающие задачи по теме «Ориентировка в пространстве».

3. По программе «Развитие» (21-24) изучите содержание разделов «Ознакомление с пространственными отношениями» в каждой возрастной группе. Кратко сформулируйте программные задачи формирования пространственных представлений, предложенные в этой программе (письменно).

4. По пособиям (1-9,11,12,15-20,25.26) познакомьтесь с технологиями развития пространственных представлений в дошкольном возрасте.

5. Подготовьтесь к проведению дидактических игр и игровых упражнений по развитию ориентировок в пространстве у детей разных возрастных групп. Подготовьте необходимый материал, продумаете организацию ра­боты. Описание игр и упражнений предложено в пособиях и в Приложении 8.

6. По материалам пособия «Угадай, как нас зовут» (27) познакомьтесь с системой игр по ориентировке в плане, прослеживая усложнение в проведении игр от младшего к старшему дошкольному возрасту.

7. Составьте (подберите) по одному конспекту интегрированного занятия по каждой из представленных образовательных областей, в которых одной из задач является формирование пространственных представлений: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

8. Опишите ситуацию из повседневной жизни, в которой ребенок для решения конкретной задачи использовал имеющиеся у него пространственные представления.

Литература

1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Математика. Воронеж. ТЦ«Учитель», 2006.

3. Голубина Т.С. Чему научит клеточка...Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. Для родителей и воспитателей.-М.:Мозаика-Синтез, 2001.

4. Гойжа Н.В. Интенсивный курс подготовки к школе. М., АЙРИС ПРЕСС, 2006.

5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Вторая младшая группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.

6. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Средняя группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.

7. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Старшая группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.

8. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Подготовительная к школе группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.

9. Компьютерные игры в обучении детей 4-7 лет: программа, развернутое планиро-вание, модели занятий / авт. - сост. Л.К.Балобанова. – Волгоград: Учитель, 2012.

10. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.,1974 (книжный и электронный вариант).

11. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. - СПб: «Детство-пресс», 2007.

12. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. М., «Просвещение», 1977 (книжный и электронный вариант).

13. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошколь-ного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 (книжный и электронный вариант).

14. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 2 изд., М.:МОЗАКА-СИНТЕЗ, 2011.

15. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.В. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников. М.,2009.

16. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. математика для дошкольников: Раз-ступенька, два-ступенька. М.,2009.

17. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представ-лений. Система работы во второй младшей группе детского сада. Мозаика-Синтез, 2013.

18. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представ-лений. Система работы в средней группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2013.

19. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представ-лений. Система работы в старшей группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2012.

20. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических

представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. –

Мозаика-Синтез, 2013.

21. Развитие. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений

/Научные руководители Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. Младшая группа.М.,1999.

22. Развитие. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений

/Научные руководители Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. Средняя группа.М.,1999.

23. Развитие. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений

/Научные руководители Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. Старшая группа.М.,2000.

24. Развитие. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений

/Научные руководители Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. Подготовительная к школе

группа.М.,2000.

25. Рогалевич Н.Н. 100 заданий для успешной подготовки ребенка к школе.- М., АСТ; Мн.:

Харвест, 2007.

26. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у

детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие. М.: Айрис

пресс, 2007.

27. Угадай, как нас зовут. / Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, М.,1994.

28. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./Под

ред. А.А.Столяра. М., 1988 (книжный и электронный вариант).

Приложение 8 Дидактические игры по разделу

«Ориентировка в пространстве»

Примечание: большинство игр и игровых упражнений на различение пространственных направлений являются подвижными, поэтому их можно проводить на физкультурных и музыкальных занятиях или на прогулках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: