Вопросы
1. Содержание понятия «пространственная ориентация».
2. Особенности развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста.
3. Технологии развития у дошкольников пространственных представлений.
4. Значение формирования пространственных представлений в социально-личностном развитии дошкольников.
Задания
1. Изучите теоретический и методический материал по лекциям и пособиям (10,13,28) и подготовьте сообщение по теме «Виды пространственных ориентировок дошкольников. Характеристика каждого вида».
2. Выпишите из математических разделов программы «От рождения до школы» для каждой возрастной группы обучающие задачи по теме «Ориентировка в пространстве».
3. По программе «Развитие» (21-24) изучите содержание разделов «Ознакомление с пространственными отношениями» в каждой возрастной группе. Кратко сформулируйте программные задачи формирования пространственных представлений, предложенные в этой программе (письменно).
4. По пособиям (1-9,11,12,15-20,25.26) познакомьтесь с технологиями развития пространственных представлений в дошкольном возрасте.
|
|
5. Подготовьтесь к проведению дидактических игр и игровых упражнений по развитию ориентировок в пространстве у детей разных возрастных групп. Подготовьте необходимый материал, продумаете организацию работы. Описание игр и упражнений предложено в пособиях и в Приложении 8.
6. По материалам пособия «Угадай, как нас зовут» (27) познакомьтесь с системой игр по ориентировке в плане, прослеживая усложнение в проведении игр от младшего к старшему дошкольному возрасту.
7. Составьте (подберите) по одному конспекту интегрированного занятия по каждой из представленных образовательных областей, в которых одной из задач является формирование пространственных представлений: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
8. Опишите ситуацию из повседневной жизни, в которой ребенок для решения конкретной задачи использовал имеющиеся у него пространственные представления.
Литература
1. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009.
2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Математика. Воронеж. ТЦ«Учитель», 2006.
3. Голубина Т.С. Чему научит клеточка...Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. Для родителей и воспитателей.-М.:Мозаика-Синтез, 2001.
4. Гойжа Н.В. Интенсивный курс подготовки к школе. М., АЙРИС ПРЕСС, 2006.
|
|
5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Вторая младшая группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.
6. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Средняя группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.
7. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Старшая группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.
8. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Подготовительная к школе группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.
9. Компьютерные игры в обучении детей 4-7 лет: программа, развернутое планиро-вание, модели занятий / авт. - сост. Л.К.Балобанова. – Волгоград: Учитель, 2012.
10. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.,1974 (книжный и электронный вариант).
11. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. - СПб: «Детство-пресс», 2007.
12. Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. М., «Просвещение», 1977 (книжный и электронный вариант).
13. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошколь-ного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 (книжный и электронный вариант).
14. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 2 изд., М.:МОЗАКА-СИНТЕЗ, 2011.
15. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.В. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников. М.,2009.
16. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. математика для дошкольников: Раз-ступенька, два-ступенька. М.,2009.
17. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представ-лений. Система работы во второй младшей группе детского сада. Мозаика-Синтез, 2013.
18. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представ-лений. Система работы в средней группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2013.
19. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представ-лений. Система работы в старшей группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2012.
20. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических
представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. –
Мозаика-Синтез, 2013.
21. Развитие. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений
/Научные руководители Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. Младшая группа.М.,1999.
22. Развитие. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений
/Научные руководители Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. Средняя группа.М.,1999.
23. Развитие. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений
/Научные руководители Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. Старшая группа.М.,2000.
24. Развитие. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений
/Научные руководители Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. Подготовительная к школе
группа.М.,2000.
25. Рогалевич Н.Н. 100 заданий для успешной подготовки ребенка к школе.- М., АСТ; Мн.:
Харвест, 2007.
26. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у
детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие. М.: Айрис
пресс, 2007.
27. Угадай, как нас зовут. / Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, М.,1994.
28. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./Под
ред. А.А.Столяра. М., 1988 (книжный и электронный вариант).
|
|
Приложение 8 Дидактические игры по разделу
«Ориентировка в пространстве»
Примечание: большинство игр и игровых упражнений на различение пространственных направлений являются подвижными, поэтому их можно проводить на физкультурных и музыкальных занятиях или на прогулках.