1. Изучите теоретический и методический материал по лекциям и пособиям (10,13,20) и подготовьте сообщение по теме «Особенности развития временных представлений у дошкольников».
2. Выпишите из математических разделов программы «От рождения до школы» для каждой возрастной группы обучающие задачи по теме «Ориентировка во времени».
3. По пособиям (1-9,11,12,15-19) познакомьтесь с технологиями развития временных представлений в дошкольном возрасте.
4. Подберите и изготовьте временные модели:
- частей суток: картинки с изображением природы в утреннее, дневное, вечернее и ночное время; 4 четыре кружка диаметром 5см розового, голубого, фиолетового и черного цветов;
- объёмную модель частей суток: три, разделённых на 4 разноцветных сектора картонных круга, с прорезями по границе розового и чёрного секторов и отверстиями по центру кругов. В отверстие кругов вставьте палочку и скрепите их между собой чёрными и розовыми секторами каждого круга;
- дней недели: семь карточек (5х15см) понедельник – карточка с синей полосой, одним кружком и цифрой 1; вторник – с желтой полосой, двумя кружками и цифрой 2; среда – зеленая полоса; четверг – голубая; пятница – фиолетовая; суббота – розовая; воскресенье – красная полоса. Количество кружков и цифр на карточках соответственно увеличивается на один.
|
|
5. Составьте подробные конспекты фрагментов занятий «Знакомство с временными интервалами»:
а) с последовательностью месяцев одного сезона;
б) c временными интервалами (3,5,10,15мин.).
6. Подготовьтесь к проведению дидактических игр и игровых упражнений по развитию ориентировок во времени у детей разных возрастных групп. Подготовьте необходимый материал, продумаете организацию работы. Описание игр и упражнений предложено в пособиях и в Приложении 9.
7. Составьте (подберите) по одному конспекту интегрированного занятия по каждой из представленных образовательных областей, в которых одной из задач является формирование временных представлений: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
8. Опишите ситуацию из повседневной жизни, в которой ребенок для решения конкретной задачи использовал имеющиеся у него временные представления.
Литература
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
- Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009.
- Волина В. Праздник числа. М.:Просвещение, 1994.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Математика. Воронеж. ТЦ«Учитель», 2006.
- Гойжа Н.В. Интенсивный курс подготовки к школе. М., АЙРИС ПРЕСС, 2006.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Вторая младшая группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Средняя группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Старшая группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Подготовительная к школе группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.
- Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.,1974 (книжный и электронный вариант).
- Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. - СПб: «Детство-пресс», 2007.
- Метлина Л.С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. М., «Просвещение», 1977 (книжный и электронный вариант).
13. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 (книжный и электронный вариант).
|
|
- От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 2 изд., М.:МОЗАКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы во второй младшей группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2013.
- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представ-лений. Система работы в средней группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2013.
- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представ-лений. Система работы в старшей группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2012.
- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представ-лений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2013.
- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М., 1991.
20. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./Под ред. А.А.Столяра. М., 1988 (книжный и электронный вариант).
Приложение 9 Дидактические игры по разделу «Ориентировка во времени»
Примечания:
1. Для проведения большинства игр по формированию временных представлений необходимо иметь достаточный запас иллюстраций и литературного материала (рассказы, стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени или временных интервалах).
2. Задания, используемые в играх можно предлагать детям на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, знакомству с окружающим миром, а также на прогулках, в играх, труде и быту дошкольников.