Лекция.Государственное управление в Республике Казахстан

Цель: рассмотретьобщественные отношения в сфере государственного управления возникающие в обществе

План лекции:

1. Государственноеуправление: понятие, принципы, органы управ­ления.

2.Структура системы государственного управления.

3.Государства как субъект управления.Основные характеристики государства общественные функции государство объект государственного управления.

Ключевые слова: государство, государственное управление, менеджмент,субъект

1.Государственное управление: понятие, принципы, органы управ­ления. Предметом регулирования административного права в основ­ном являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Поэтому, прежде чем рассматривать сущность административного права, необходимо обратиться к изуче­нию предмета его регулирования — государственного управления.

Государственное управление— это исполнительная и распорядитель­ная деятельность по непосредственной, практической организации общественных процессов в развитии общества. Государственное уп­равление в широком смысле слова (управление делами государства) осуществляется всеми органами государства. Государственное управ­ление - это: а) деятельность по исполнению законов; б) деятельность, заключающаяся в текущем распорядительстве различными объекта­ми и людьми, что связано с изданием обязательных для них подзакон­ных актов.

В более узком смысле слова (или, собственно, в административ­но-правовом аспекте) государственное управление следует рассмат­ривать как исполнительную и распорядительную (в том числе внутри организационную), юридически властную деятельность подзаконных и подконтрольных органов государственного управления, направлен­ную на практическое и непосредственное осуществление руководст­ва народным хозяйством, социально-культурным и административ­но-политическим строительством.

Принципы государственного управления — основные руководящие начала, на которых строится управление и функционирует управлен­ческий аппарат, и которые могут быть сформулированы в виде опре­деленных правил. Принципы государственного управления получают закрепление в законодательстве, в приказах, уставах, положениях. В зависимости от сфер общественной жизнедеятельности выделяют: управление обществом в целом, экономическое управление, социальное,политическое, духовно-идеологическое управление; от структуры общественных отношений:управление экономическим и соответственно политическим, социальным и духовным развитием общества и т. д.

2.Структура системы государственного управления. По субъектам управления можно выделить шесть видов управления, которые во многом соотносятся между собой.

1.Государственное управление – субъектом является государство, т.е. триада: территория,население, власть.,В основе управления здесь находятся целостность, суверенитет, безопасность, упорядоченность и развитие всего казахстанского социума в историческом масштабе времени.

2.Местное самоуправление как низовой и особо демократический подвид государственного управления, субъектом которого выступают жители поселений и административных территорий, а смыслом служат проблемы комплексного обустройства местожительства людей.

3.Менеджмент который представляет собой управление собственностью со стороны собственника (хозяина).

4.Общественное управление субъектом которого являются институализированные общественные объединения.

5.Групповая саморегуляция субъектов который выступают группы людей, которые на каждом шагу общественной жизни свободно и в тоже время с учетом интересов других норм культуры и социального общежитяуправляют совместным поведением и деятельностью

6.Целесообразное поведение или действие отдельного человека, когда он ставит себе в жизни созидательные, гуманные цели и для их достижения отдает свои знания, силы, время.

Вместе с тем нужно помнить что все виды управления:

А) подлежат конституционному и иному правовому регулированию, которое устанавливает тесную взаимосвязь государственного управления с другими видами управления;

В)взамосвязаны между собой, дополняют, заменяют, усиливают или ослабляют друг друга;

С)в каждый исторический момент обладают своим уровнем развития, в котором выражается их способность управлять соответствующими объектами управления.

Нельзя поэтому к какому-либо виду управления подходить абстра­ктно, исходя из каких-либо предпочтений, как это делается сегодня применительно к менеджменту. Всегда надо видеть реальную управ­ляемость тех процессов, явлений и отношений, которыми надлежит управлять со стороны конкретных субъектов управления. Среди всех видов управления государственное управление зани­мает, как уже можно было понять, особое местом что объясняется некоторыми, только ему присущими тремя свойствами.

Прежде всего определяющее влияние на характер целенаправлен­ных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляе­мых данным видом управления, оказывает его субъект - государ­ство. Суждение о государ­стве - структуре, способной властно определять линию поведения людей и добиваться ее с помощью принуждения, стало практически классическим.

Действительно, государство потому и является государством и тем самым отличается от иных общественных структур, что в нем сосредо­точена и им реализуется в обществе — по отношению к людям — государственная власть. А власть представляет собой такую взаимо­связь, в процессе которой люди в силу разных причин - материаль­ных, социальных, интеллектуальных, информационных и др. - доб­ровольно (осознанно) или по принуждению признают верховенство воли других, а также целевых, других ценностных нормативных установ­лений и в соответствии с их требованиями совершают те или иные поступ­ки и действия, строят свою жизнь. Известная власть существует в семье, группе людей, их коллективе, она содержится в традициях, обычаях, общественном мнении, морали и т.д. Но все это несравнимо с государственной властью, которая имеет в источнике правовую обус­ловленность (легитимность), а в реализации — силу государственного аппарата, обладающего и средствами принуждения.

Поэтому в государственном управлении его управляющие воздей­ствия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею. Это не просто пожелания, намерения, добрые мысли чувства (или, наоборот, — злые), а силовое дав­ление (разумеется, при необходимости, но в потенции оно всегда есть), которое ведет к тому, что поставленные в управлении цели, содержащиеся в нем организационные импульсы и установленные им регулирующие нормы должны быть непременно достигнуты, осуществлены, исполнены. Отсюда все проблемы, по существу исто­рического значения, состоящие в том, каково государство, что и как оно делает, какие ставит цели и каким образом их претворяет и жизнь и многие-многие другие, над решением которых человече­ство бьется в течение всего периода своей цивилизации.

3.Государства как субъект управления.Основные характеристики государства общественные функции государство объект государственного управления. Специфическим свойством государственного управления являет­ся, далее, его распространенность на все общество,даже за его пре­делы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики. Часто данный тезис вносит путаницу и понимание управленческих явлений, ибо рождает представления о том, будто бы государство вмешивается (или может, должно вме­шиваться) во все поступки и действия людей, управляет всеми их взаимоотношениями. Только тоталитарное государство в крайнем его проявлении пыталось делать что-то подобное и то не оказалось способным его осуществить в силу невозможности установления то­тального контроля над обществом. В последнем всегда оставалась свобода, пусть и незначительная. Нормальный же вариант взаимос­вязей государства и общества предполагает, что общественная жиз­недеятельность людей обладает большим объемом свободы, самосто­ятельности и самоуправления. Но «берега», границы этой свободы, самостоятельности и самоуправления определяются, наряду с обще­ственными институтами, и государством. Именно государство посре­дством законодательствования устанавливает основные, общие, ти­повые правила (нормы) поведения людей во всех сферах жизни об­щества и обеспечивает их соблюдение своей властной силой.

В данном контексте хотелось бы обратить внимание на одно об­стоятельство, которое чуть ли не всегда изображают в каком-то «кривом» зеркале. Имеется в виду соотношение свободы человека и свободы общества, с одной стороны, и государства - с другой. По­чему-то считается, особенно в российской интеллектуальной тра­диции, что государство обязательно противостоит свободе и соответ­ственно управление со стороны него несет в себе только ограниче­ния, запреты, санкции и наказания и в нем имеется (если вообще имеется) мало конструктивного, созидательного содержания. И чем меньше, мол, государство будет управлять общественными процессами, чем свободнее от государства будет общество, тем луч­ше для людей и тем быстрее решаются общественные проблемы.

Между тем давно и на основе огромного исторического опыта сде­лан вывод, что «справедливость должна быть осуществлена зако­ном, на основе некоего идеального закона, естественного права. Од­нако этот идеальный закон воплощается лишь в качестве истори­ческого закона общества, которое создает для себя законы и повинуется им. Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы». Следовательно, бороться обществу, людям надо не про-

и государства, а за более совершенное, главным образом демокра­тическое, правовое государство. Искомая свобода должна быть достигнута не в противовес государству, но вместе с ним, с его помощью, должна стать его сущностью.

Серьезнейшая проблема «распространенности государственного управления на общество» не состоит в том, чтобы упрощенно предлагать государству «уйти» из тех или иных сфер общества, перестать организовывать те или иные процессы, прекратить регулировать то или иное поведение. Ведь все зависит от состояния самого качества, от уровня его объективной саморегуляции и субъектив­ного самоуправления, от реального поведения людей, в том числе и характеризуемого как преступное. Более того, упорядочение каж­дой сферы жизни общества и людей, развертывание в ней свободы
ноли и действий напрямую определяется тем, насколько государственное управление поддерживает здесь общепринятые и законодательно закрепленные правила (нормы) поведения. Имеется много оснований полагать (об этом см. лекцию 3), что и в самой отда­ленной перспективе государственное управление сохранит свое пнойство влияния на все общество.

Другое дело, что горизонт этого влияния, его глубина и «деталь­ность», его характер и содержание будут постоянно изменяться, отражая и воспроизводя в себе состояние общества. В управлении нельзя оперировать общими лозунгами и абстрактными истинами; "ни конкретно, практично и призвано находиться в коррелятивной и ил аи с тем процессом, явлением, отношением, на которые оно направляет свои целеполагающие, организующие и регулирующие действия.

Государство, будучи сложным общественным явлением и выступая и качестве субъекта управления, придает государственному уп­равлению также свойство системности. В отличие от других видов управления государственное управление без этого свойства просто не может состояться. В нем задействованы десятки миллионов людей, множество государственных органов и других струк­тур, а в них - большое число должностных лиц и иных служа­щих- В государственном управлении используются разнообраз­ным и дорогостоящие материальные, финансовые и интеллек туальные ресурсы, обширная информация. Оно состоит из массы управленческих решений и организационных действий. Если здесь каждый будет реализовывать себя, как в известной басне ле­бедь, рак и щука, то нетрудно представить, какой хаос возникнет в обществе от подобного управления. В истории не раз фиксирова­лись ситуации, когда вроде бы существовало государство, которое вроде бы управляло, в то время как в обществе господствовали разброд и анархия. Реальность управления превращалась в иллю­зию, в его призрак.

Вопросы для контроля:

1. Специфические свойства государственного управления

2. Назовите основные элементы управляющего воздействия.

3. Причины многогранности управления. Важнейшие аспекты
(проявления) управления и науки, их изучающие.

Рекомендуемая литература:

1.Конституция РК Алматы: Юрист 2011г

2.Правовые проблемы реформирования государственной службы суверенного Казахстана. – Астана: институт законодательства РК, 2003.

3.Конституционное право РК учебнмк-сост.А.Т. Ащелов Алматы: Жеты жаргы 2008г.

4.Основы государства и права Республики Казахстан.Алматы:Жеты жаргы 2007

5.Теория государственного управления Уваров В.Н.. Учебное пособие.Алматы:КазГЮА 2001г


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: