Типология систем, в которых разрабатываются и принимаются решения

Тема 4: «Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив управленческого решения».

Для студентов специальности: 080507 «Менеджмент организации»

Одобрена на заседании

Методического совета института

Протокол №__

«___»____________2008 г.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2008 г.

Тема 4: «Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив управленческого решения».

I. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1. формирование и развитие у обучаемых принципиально новых взглядов на процесс разработки и реализации управленческих решений;

2. обеспечение усвоения студентами критерий, условий, технологий принятия и реализации решений, методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческих решений.

II. ВРЕМЯ: 8 часов.

III. Место проведения: аудитория по расписанию.

IV. Учебные группы (курс):___________________

V. Литература

1. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М.: Дело, 2003.

2. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Учебное пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 2003.

3. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. Учебник для вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА.2004.

VI. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:

№ п/п Учебные вопросы Время
  Вводная часть  
  1. Типология систем, в которых разрабатываются и принимаются решения.  
  2. Структура внешней среды процесса разработки и принятия управленческих решений.  
  3. Применение SWOT-анализа при разработке стратегических решений.  
  Заключительная часть  

Тема 4: «Анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив управленческого решения».

Типология систем, в которых разрабатываются и принимаются решения.

Системы, в которых разрабатываются и принимаются решения, под­разделяются на три вида: технические, биологические и социальные [55].

Например, начальник отдела автоматизации решил обновить парк средств вычислительной техники; экологи оцепили уровень загряз­нения региона; мэр города провел совещание руководителей подраз­делений администрации.

Техническая система включает различного рода машины, обору­дование, компьютерную технику, комплектующие изделия и мате­риалы. Последствия решений, принимаемых в технической системе, достаточно четко определены и набор их ограничен. Возможные ва­рианты отражены в инструкциях, положениях, четко установленных правилах: например, порядок осуществления ремонтных работ на электростанции муниципального образования или этапы установки программного обеспечения. Такие решения формируются и реализу­ются в строго определенном порядке — но алгоритму. Качество и эф­фективность решения зависит от профессионализма руководителя и исполнителя. Обычно в технической системе мало альтернатив ре­шений одной и той же проблемы (часто решение бывает единствен­ным) [55].

Практика показывает, что человек, работающий в технической системе, может стать хорошим специалистом за 2-4 года.

Биологическая система включает животный и растительный мир (флору и фауну). Решения, принимаемые в этой системе, связаны с мелиорацией земли, исследованием состояния лесных, водных ре­сурсов, формированием благоприятных условий работы и прожива­ния, лечением людей и животных. Биологическая система более раз­нообразна и менее предсказуема, чем техническая. Набор решений, принимаемых в ней, также ограничен из-за медленного эволюцион­ного развития животного и растительного мира и достаточно быст­рых темпов научно-технического прогресса. В таких системах необ­ходимо разработать или найти несколько вариантов решения одной проблемы и выбрать лучший по каким-либо критериям.

Качество и эффективность принятого и реализованного решения определяются профессионализмом специалиста и его способностью находить актуальную информацию, использовать соответствующие методы разработки [55]. Он должен правильно ответить на вопрос: «Что будет, если?..». Немалую роль играет его интуиция.

Практика показывает, что человек, работающий в биологической системе, может стать хорошим специалистом за 6-8 лет.

Социальная система характеризуется наличием в системе взаимо­связанных элементов человека или группы людей, относительно ко­торых принимаются и реализуются решения. Например, государст­во, город, организация, коллектив, семья, отдельный человек — это социальные системы. Они превосходят биологические и технические но количеству и многообразию возникающих проблемных ситуаций. Здесь главным объектом управления является человек, который во многом схож с другими в своем поведении, восприятии информации, но во многом и индивидуален, поскольку каждый имеет свои взгля­ды, привычки и особенности реакций на ситуации, на которые влия­ют жизненный опыт, характер и темперамент. Эта индивидуальность создает большие трудности при разработке и реализации решений. Необходимо учитывать социально-психологические и этические осо­бенности каждого вовлеченного работника. Например, при составле­нии текста распоряжения руководитель организации должен пред­ставить себе того, кто будет читать приказ, и как он сможет понять его.

Качество и эффективность решения, принимаемого в социальной системе, определяется профессионализмом и опытом руководителя.

Практика показывает, что человек, работающий в социальной системе, может стать хорошим специалистом за 10-12 лет. На самом деле социальная система включает в себя биологическую и техниче­скую (рис. 4.1) [55].

Рис. 4.1. Типовая структура социальной системы

Принимая решения по стратегическому планированию деятель­ности организации, руководитель должен учесть и технические воз­можности, и биологические аспекты деятельности коллектива.

Рассмотренные выше виды систем обладают различным уровнем непредсказуемости результатов реализации решений (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Изменения непредсказуемости результатов реализации решении в различных системах

Таким образом, чтобы разрабатывать и реализовывать наиболее эффективные и качественные решения, руководителю необходимо учитывать тип системы, в которой они принимаются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: