| Три уровня строения мироздания |
| Мегамир |
| Мир больших космических масштабов и скоростей Пространство измеряется в астрономических единицах, световых годах и парсеках Время измеряется в миллионах и миллиардах лет |
| Макромир |
| Мир макрообъектов, размерность которых соотносима с масштабами жизни на Земле Пространство измеряется в миллиметрах, сантиметрах и километрах Время измеряется в секундах, минутах, часах, годах |
| Микромир |
| Мир микрообъектов. Мир предельно малых масштабов Пространственные характеристики исчисляются от 10 Время измеряется от бесконечности до 10 с |
Основные возможные сценарии развития вселенной согласно современной космологии
| № | Исходное состояние Вселенной | Начальное Событие Во Вселенной | Главный космологический процесс | Конечное состояние Вселенной |
| Сверхпланетная вакуумная точка | Большой взрыв | Бесконечное расширение Вселенной | ? | |
| Сверхпланетная вакуумная точка | Большой взрыв | Расширение Вселенной, которое постепенно уравновешивается силами гравитации | Статичная Вселенная | |
| Сверхпланетная вакуумная точка | Большой взрыв | Расширение Вселенной. Торможение расширения силами гравитации Сжатие Вселеннной | Сверхпланетная вакуумная точка | |
| Сверхпланетная вакуумная точка | Большой взрыв | Расширение Вселенной Торможение расширения силами гравитации Сжатие Вселеннной | Сверхпланетная вакуумная точка. Новый Большой взрыв. Новый цикл развития Вселенной. Бесконечная пульсация циклов развития (расширения-сжатия) |
Лекция №2: «Философия в системе культуры»
План
1. Место и роль философии в культуре.
2. Философия, ее роль в жизни человека и общества.
Понимание культуры различными мыслителями
| № | Основная идея понимания культуры | Представители |
| Возделывание, воспитание, образование, развитие | Древние римские философы | |
| Развитие личности, облагораживание человека, улучшение отдельного человека | С. Пуфендорф (XVII в.) | |
| Образ жизни народа. Духовный прогресс челоечества | И.Гердер (XVIII-XIXвв.) | |
| Приобретение разумным существом способности ставить цели, способ самореализации личности | Ж.Руссо (XVIIIв.) | |
| Богатство знаний, эстетическое и интеллектуальное развитие | И.Гете (XVIII-XIXвв.) | |
| Идея человечного человека | Д.Лукач (XIX – XX вв.) | |
| Осмысленное созидание общества | А. Шютц (XX в.) | |
| Почитание Света, социальное воплощение принципа Духа, синтез творческих достижений человечества | Н.К.Рерих Е.И.Рерих (XX в.) |






