Понятие, показатели и уровень прибыли и рентабельности производства. Виды рентабельности и пути повышения экономической выживаемости предприятий в условиях рыночной экономики

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. В упрощенном виде прибыль - это разность между валовым доходом и издержками обращения предприятия. На
каждом предприятии формируется четыре показателя прибыли, существенно различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль - основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель - валовая прибыль, а на ее основе —
прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая
налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после
внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.
Если предприятие получает прибыль, оно считается
рентабельным. Рентабельность, в отличие от прибыли
предприятия, показывающей эффект предпринимательской
деятельности, характеризует эффективность этой деятельности.
Рентабельность - относительная величина, выражающая
прибыльность (доходность) предприятия. Рентабельность
производства — показатель эффективности производства,
определяемый отношением общей (балансовой) прибыли к
среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственная, предпринимательская, инвестиционная), окупаемость затрат и т.д. Их применяют для оценки деятельности предприятий и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 1)показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержки производства и инвестиционных проектов. Рентабельность окупаемости издержек исчисляется как отношение валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции.
Аналогичным образом определяется окупаемость

инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма
прибыли от проекта относиться к сумме инвестиций в данный
проект. 2)показатели, характеризующие рентабельность продаж.
Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от
реализации продукции на сумму полученной выручки. 3)показатели. характеризующие доходность капитала и его частей. Доходность капитала исчисляется как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых. Показатели рентабельное) и используются в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, принятия управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов. В общем виде рентабельность есть отношение эффекта (результата) к затратам (ресурсам) предпринимательской деятельности. Отсюда многообразие форм выражения числителя и знаменателя создает большое количество различных видов рентабельности, которые можно систематизировать следующим образом. 1 вид рентабельности - рентабельность экономических субъектов и сфер экономики (частный предприниматель, предприятие, отрасль, страна), которая отражает характер эффективности их деятельности. 2 группа характеризует уровень результативности использования ресурсов экономического субъектов, складывающаяся из двух, вытекающих одна из другой, форм движения стоимости: совокупного капитала и активов. Эта форма показывает эффективность функциональной сферы бизнеса - многочисленных разновидностей активов. В ней заинтересованы не только владельцы, но и менеджеры организации. 3 вид охватывает параметры рентабельности затрат или издержек производства и реализации. 4 группа формируется в зависимости от разновидностей получаемого эффекта -прибыли (убытка). 5 группа рентабельности отражает различные управленческие фазы предпринимательской деятельности: плановую, текущую, заключительную. Наибольшее значение представляет расчет плановых показателей. Последний, 6 вид рентабельности, определяемый по чистой прибыли (прибыль года за минусом налоговых платежей), отражает как деятельность предпринимателя, так и состояние его финансовых взаимоотношений с государством. Эта группа рассчитывается в зависимости от сроков функционирования экономических субъектов: день, неделя, месяц, полугодие.

71 Состав и характеристика исходной базы планирования на предприятии. Принципы планирования в маркетинге

Планирование - это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана и его корректировки t соответствии с изменяющимися условиями. В общем случае -процесс обработки информации по обоснованию предстоящую действий, определение наилучших способов достижения целей Назначение планирования как функции управления состоит стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. Планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство, сбыт, сервис. Это деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов перспектив развития хоз. конъюнктуры. Основные цели планирования на предприятии: определение задач, решение которых необходимо для достижения целей; определение средств и способов их решения; определение требуемых ресурсов, и источников и способа распределения. Состав процесс; планирования включает в себя след. этапы: оценку текущего состояния фирмы и оценку реальных возможностей предприятия определение необходимых условий для достижения поставленной цели в заданный период времени; разработка альтернативных плановых решений для последующего утверждения. Планирование в маркетинге решает след. задачи: определяет цели, основные принципы и критерии оценки самого процесса планирования; - задает структуру и резервы планов, и взаимную связь (например, увязывает планы реализации товара по отдельным сегментам рынка); устанавливает исходные данные дл планирования (прогноз изменений товарной структуры рынков) определяет общую организацию процесса и рамки планирования (права и обязанности организационно-структурных подразделений) В маркетинге при составлении программы используется принцип скользящего планирования, предусматривающий текущую последовательную корректировку показателей. К примеру, если программа составлена на 5 лет, то корректировки должно вноситься ежегодно. Используется также принцип много вариантности, т.е. соответствующие службы предпочитают говорить не один, а несколько вариантов маркетинговой программы и плана. При внутрисменном планировании, которое должно стать основным в практической деятельность российский предприятий в условиях рыночных отношений важны, по крайней мере, три принципа: - разрабатывать планы должен, прежде всего, тот. кто затем эти планы будет претворяв в жизнь; - уровень компетенции в планировании должен соответствовать уровню компетенции в отношении распоряжение ресурсами предприятия; - необходимо обеспечить гибкость и адаптивность планирования в соответствии с изменениями всей внешней и внутренней среде предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: