Согласно биологической схеме, в первые годы жизни выделяется большее число возрастных периодов, поскольку чем
Моложе детский организм, тем более интенсив- но в нем идут процессы роста и развития. Наиболее значительны темпы
Роста в ран- нем детском возрасте, особенно в грудном.
Необходимость в классификации (возрастной периодизации) определяется потребностью объединения детей разного
Возраста в учебном процессе и воспи- тательной работе, установления возрастной границы поступления в дошкольные
И общеобразовательные учреждения, определения возможности начала трудовой деятельности и т. п.
Различают также хронологический и биологический возраст каждого ребенка. Хронологигеский (календарный) возраст
— это период, прожитый ребенком от рож- дения до момента обследования. Он имеет четкую и однозначную возрастную
грани- цу —год, месяц, день. Биологигескии возраст — это совокупность морфологических и функциональных
Особенностей организма ребенка, зависящих от его индивидуаль- ного темпа роста и развития.
К наиболее информативным показателям биологиче- ского возраста относятся степень оссификации скелета, время
Прорезывания и смены зубов, появления вторичных половых признаков у подростков, начала менструаций у девушек,
Морфологические показатели физического развития (например, длина тела, ее прибавки по годам и др.).
Физическое развитие детей и подростков характеризуется соматометрическими (длина и масса тела, окружность
Грудной клетки), стоматоскопическими (форма груд- ной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры,
Отложение жира, эластич- ность кожи) и физиометрическими (жизненная емкость легких, сила кисти рук) по-
Казателями.
На практике определяют, как правило, соматометрические показатели —рост, массу тела и окружность грудной клетки.
Рост отражает особенности протекающих в организме пластических процессов под влиянием наследственных факторов,
Полно- ценности питания,, двигательной активности и др.
Резкие изменения этого показателя имеют место при эндокринных расстройствах, нарушениях минерального обмена,
Витаминной недостаточности и т. п. На массу тела влияют, прежде всего, характер питания ребенка и состояние его
Обмена веществ, однако этот показатель нельзя считать главным показателем здоровья и критерием оценки
Эффективности пребывания детей в детских и оздоровительных учрежден:—иях. Величина окружности грудной клетки
Характеризует развитие организма, но, ка.- и величина массы тела, она может быть объективной лишь при определении