Предмет БУ изучается с помощью определенных способов и приемов, позволяющих показать состояние хозяйственных средств и их источников. Совокупность способов и приемов для изучения состояния и движения имущества предприятия составляет метод БУ. Применяемые приемы и способы объединены общим названием элементы метода БУ.
К таким элементам относятся:
1) Документация;
2) Инвентаризация;
3) Оценка;
4) Калькуляция;
5) Счета;
6) Двойная запись;
7) Баланс;
8) Отчетность.
1) Документация – это способ первичной регистрации хозяйственных регистраций и хозяйственных операций с помощью документов. Документация позволяет осуществить сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Основные правила и порядок оформления документов определены федеральным законом «О БУ» – статья 9.
2) Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества с данными БУ. Основные правила проведения инвентаризации определяются статьей 12 «инвентаризация имущества и обязательств» федеральный закон «о БУ» (ФЗ). Проведение инвентаризации обязательно при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже и перед составлением годовой отчетности, а так же смене материально ответственных лиц, хищениях.
|
|
Инвентаризация в организациях проводится с целью обеспечения достоверности данных БУ и отчетности, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются наличия, состояния и оценка имущества и обязательств.
Объектом инвентаризации является весь имущественный комплекс, независимо от места нахождения юридического лица. Объем, дата проведения, объекты инвентаризации устанавливаются руководителем.
3) Оценка – это способ выражения имущества, обязательств и хозяйственных операций в денежном выражении. Денежный измеритель позволяет отразить в учете в рублях несоизмеримые виды имущества. Например: здания, топливо, незавершенное производство, готовая продукция, денежные средства. Денежные средства – по номиналу. Дебиторская задолженность до 12 месяцев по реальной стоимости передаваемого имущества. Товары – по фактической рыночной стоимости. Основные средства оцениваются при постановке на БУ по первоначальной стоимости, которая складывается из стоимости самих основных средств и нематериальных активов + стоимости затрат по их доставке, монтажу и установке. Готовая продукция оценивается по фактической себестоимости.
4) Калькуляция – это способ группировки затрат и их обобщения для исчисления себестоимости объектов учета. Калькулирование применяется для стоимостного измерения имущества и процессов на всех стадиях его кругооборота:
|
|
a. Определяется себестоимость заготавливаемых предметов труда.
b. Производственная себестоимость продукции работы услуг.
c. Фактическая себестоимость реализованной продукции, выполненных работ и оказанных услуг.
5) Счета – это способ экономической группировки, в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии, движении активов, пассивов и о хозяйственных процессах.
6) Двойная запись – сведения о совершении хозяйственных операций находят одновременно отражение на 2-х различных счетах. Двойная запись – это способ регистрации хозяйственных операций на счетах БУ.
7) Баланс – это способ экономической группировки и обобщения информации по состоянию хозяйственных средств и их источников в единой денежной оценке на определенную дату. Содержит информацию о финансовом положении предприятия.
8) Отчетность – это система показателей о результатах финансовой деятельности предприятия за определенный период. Она является завершающим этапом учетного процесса и источником для экономического анализа и оценки работы предприятия.