Кодификация

1. Систематизация законодательства - это деятельность по приведению нормативных актов в единую упорядоченную систему.

Благодаря систематизации правовая система упорядочивается, развивается, не отстает от развития общества.

Самостоятельными формами систематизации являются:

• учет;

• инкорпорация;

• консолидация;

• кодификация.

2. Учетом.нормативньх актов называются сбор действующих нормативных актов их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан. В России учету подлежат:

• федеральные конституционные законы;

• федеральные законы;

• нормативные указы Президента РФ;

• нормативные акты Правительства РФ;

• акты федеральных органов исполнительной власти;

• законы субъектов РФ;

• акты соответствующих органов местного самоуправления;

• нормативные разъяснения пленума Верховного Суда РФ;

• постановления Конституционного Суда РФ.

Основными принципами учета нормативных актов являются его полнота, достоверность, удобство. Наиболее распространенными разновидностями учета бывают:

• журнальный учет; • картотечный учет; • поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии;

автоматизированный учет.

Журнальный учет ведется по хронологическому и алфавитно-предметному принципам.

Наиболее удобная форма журнального учета тематико-предметная

(акты систематизируются по отраслям права).

При картотечном учете его главной формой ведения является создание системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты

нормативно-правовых актов.

К очки обычно располагаются по хронологическому, алфавитнопредметному и предметно-отраслевому принципам.

При отмене нормативно-правовых актов, их изменении и дополнении

в соответствующие карточки вносятся изменения.

Поддержание нормативно-правоных актов в контрольном состоянии

подразумевает внесение изменений и дополнений (обычно методом

вклейки нового текста) и иных пометок непосредственно в тексты

соответствующих нормативно-правовых актов.


Наиболее удобным и распространенным в настоящее время является автоматизированный учет законодательства (с помощью компьютера).

В России пользуются популярностью такие компьютерные информационно-поисковые системы законодательства, как "Консультант-плюс", "Гарант", "Кодекс".

3. Инкорпорацией называется объединение нормативно-правоных актов определенного уровня в сборники или собрания законодательства.

Наиболее значительн\Iми примерами инкорпорации в России и СССР было создание Свода законов Российской Империи 1832 г. и Собрания законодательства СССР 1960 1970 гг.

Инкорпорация может быть:

• официальной (своды законов государства и т. д.);

• полуофициальной (инкорпорация по поручению министерств, ведомств); неофициальной (создание сборников и т. д. по инициативе частных лиц, предприятий, учреждений, фирм и др.).

Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.

4. Консолидацией называется объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов.

Консолидация осуществляется компетентными органами государства и является разновидностью правотворчества.

5. Кодификация коренная переработка однородных нормативных актов и создание на их базе нового сводного нормативного акта стабильного содержания (как правило, ключевого) для соответствующей отрасли права (например, кодекса).

Акт, возникший в результате кодификации:

v охватывает обширную сферу однородных отношений;

имеет важное значение для всего общества;

• стабилен и действует длительное время;

• значителен по объему;

• имеет сложную структуру;

• является единым и внутренне логичным документом.

Формами коднфнцированных актов являются основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.

Основы законодательства акт федерального уровня, который содержит наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения федерации и субъектов, которые развиваются в актах субъектов федерации.

В СССР насчитывалось 16 основ законодательства, содержавших в основном базовые отраслевые нормы, которые развивались в республиканских кодексах.

Кодекс сводный акт, подробно регулирующий определенную сферу общественных отношений и подлежащий непосредственному применению.

Кодекс, как правило, стоит "во главе" нормативного материала соответствующей отрасли права (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и т. д.).

По структуре кодекс обычно состоит из общей части, которая устанавливает базовые принципы данной отрасли, и особенной части, которая детально регламентирует институты, пединституты регулируемой отрасли права.

Уставы определяют правовое положение органов, организаций (например, Центрального банка РФ) либо регламентируют некоторые виды деятельности (воинскую службу и др.). Устав сложный комплексный акт, имеющий внутреннюю структуру, однако регулирует не столь важные для всего общества сферы отношений (по сравнению с кодексом).

Положения обычно определяют правовой статус отдельного органа, учреждения, предприятия, организации; правила регулируют определенный род деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: