1. Систематизация законодательства - это деятельность по приведению нормативных актов в единую упорядоченную систему.
Благодаря систематизации правовая система упорядочивается, развивается, не отстает от развития общества.
Самостоятельными формами систематизации являются:
• учет;
• инкорпорация;
• консолидация;
• кодификация.
2. Учетом.нормативньх актов называются сбор действующих нормативных актов их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан. В России учету подлежат:
• федеральные конституционные законы;
• федеральные законы;
• нормативные указы Президента РФ;
• нормативные акты Правительства РФ;
• акты федеральных органов исполнительной власти;
• законы субъектов РФ;
• акты соответствующих органов местного самоуправления;
• нормативные разъяснения пленума Верховного Суда РФ;
• постановления Конституционного Суда РФ.
Основными принципами учета нормативных актов являются его полнота, достоверность, удобство. Наиболее распространенными разновидностями учета бывают:
• журнальный учет; • картотечный учет; • поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии;
• автоматизированный учет.
Журнальный учет ведется по хронологическому и алфавитно-предметному принципам.
Наиболее удобная форма журнального учета тематико-предметная
(акты систематизируются по отраслям права).
При картотечном учете его главной формой ведения является создание системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты
нормативно-правовых актов.
К очки обычно располагаются по хронологическому, алфавитнопредметному и предметно-отраслевому принципам.
При отмене нормативно-правовых актов, их изменении и дополнении
в соответствующие карточки вносятся изменения.
Поддержание нормативно-правоных актов в контрольном состоянии
подразумевает внесение изменений и дополнений (обычно методом
вклейки нового текста) и иных пометок непосредственно в тексты
соответствующих нормативно-правовых актов.
Наиболее удобным и распространенным в настоящее время является автоматизированный учет законодательства (с помощью компьютера).
В России пользуются популярностью такие компьютерные информационно-поисковые системы законодательства, как "Консультант-плюс", "Гарант", "Кодекс".
3. Инкорпорацией называется объединение нормативно-правоных актов определенного уровня в сборники или собрания законодательства.
Наиболее значительн\Iми примерами инкорпорации в России и СССР было создание Свода законов Российской Империи 1832 г. и Собрания законодательства СССР 1960 1970 гг.
Инкорпорация может быть:
• официальной (своды законов государства и т. д.);
• полуофициальной (инкорпорация по поручению министерств, ведомств); неофициальной (создание сборников и т. д. по инициативе частных лиц, предприятий, учреждений, фирм и др.).
Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.
4. Консолидацией называется объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов.
Консолидация осуществляется компетентными органами государства и является разновидностью правотворчества.
5. Кодификация коренная переработка однородных нормативных актов и создание на их базе нового сводного нормативного акта стабильного содержания (как правило, ключевого) для соответствующей отрасли права (например, кодекса).
Акт, возникший в результате кодификации:
v охватывает обширную сферу однородных отношений;
• имеет важное значение для всего общества;
• стабилен и действует длительное время;
• значителен по объему;
• имеет сложную структуру;
• является единым и внутренне логичным документом.
Формами коднфнцированных актов являются основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.
Основы законодательства акт федерального уровня, который содержит наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения федерации и субъектов, которые развиваются в актах субъектов федерации.
В СССР насчитывалось 16 основ законодательства, содержавших в основном базовые отраслевые нормы, которые развивались в республиканских кодексах.
Кодекс сводный акт, подробно регулирующий определенную сферу общественных отношений и подлежащий непосредственному применению.
Кодекс, как правило, стоит "во главе" нормативного материала соответствующей отрасли права (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и т. д.).
По структуре кодекс обычно состоит из общей части, которая устанавливает базовые принципы данной отрасли, и особенной части, которая детально регламентирует институты, пединституты регулируемой отрасли права.
Уставы определяют правовое положение органов, организаций (например, Центрального банка РФ) либо регламентируют некоторые виды деятельности (воинскую службу и др.). Устав сложный комплексный акт, имеющий внутреннюю структуру, однако регулирует не столь важные для всего общества сферы отношений (по сравнению с кодексом).
Положения обычно определяют правовой статус отдельного органа, учреждения, предприятия, организации; правила регулируют определенный род деятельности.