Чтобы показать роль и место принятия решений в процессе управления организацией, вспомним основные функции управления, к которым относятся планирование, организация деятельности, мотивация и контроль. Эти функции объединены между собой двумя связующими процессами: обмена информацией и принятия решений. Согласно данному подходу, описанному в известном учебнике М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури «Основы менеджмента» [25], процессы управления и принятия решений тесно взаимосвязаны и неотделимы один от другого. При этом важно понять, что принятие решений не является одним из этапов процесса управления, а «пронизывает» весь этот процесс, осуществляясь непрерывно при реализации каждой функции управления. Принятие решений (как и обмен информацией) «связывает» между собой все функции управления. Поэтому принятие решений рассматривается не как этап цикла управления, а как важный связующий процесс в рамках более широкого процесса управления организацией.
Рис.1. 1. Функции управления и связующие процессы
|
|
В подтверждение этого подхода можно привести примеры решений, которые принимаются руководителями при осуществлении каждой отдельной функции управления.
В процессе планирования принимаются решения: о миссии и целях организации; о состоянии внешней среды и ее влиянии на будущее организации; о стратегии и тактике достижения поставленных целей; о бюджете организации; о выборе инвестиционных проектов; о целевых рыночных сегментах и позиционировании товаров или услуг; о стратегии ценообразования; о выборе поставщиков; о каналах сбыта и распределения продукции; о разработке новых видов товаров и услуг; о проведении рекламных кампаний и др.
В процессе организации деятельности принимаются решения: о способах организации взаимодействия подразделений и работников организации; об организационной структуре; о пределах и распределении властных полномочий; о проектировании работы в организации; о реорганизации фирмы вследствие изменения целей деятельности или состояния внешней среды.
В процессе мотивации принимаются решения: о том, ради чего люди работают в этой организации; какие потребности у них выражены наиболее сильно; о том, в какой мере эти потребности удовлетворяются; о том, что необходимо сделать для повышения производительности труда подчиненных; о методах и приемах мотивации работников.
И, наконец, в процессе контроля принимаются решения о том, как и по каким показателям следует оценивать результаты работы; как часто следует измерять значения этих показателей; какие методы и процедуры контроля следует использовать; насколько организация преуспела в достижении поставленных целей; какие изменения следует внести в работу компании, если цель бизнеса не достигнута.
Приведенные примеры показывают, что принятие решений всегда сопровождает деятельность руководителей, которые вынуждены решать возникающие проблемы, чтобы наиболее эффективно достигать цели управления своей организацией.