Принятие решений как связующий процесс

Чтобы показать роль и место принятия решений в процессе управления организацией, вспомним основные функции управления, к которым относятся планирование, организация деятельности, мотивация и контроль. Эти функции объединены между собой двумя связующими процессами: обмена информацией и принятия решений. Согласно данному подходу, описанному в известном учебнике М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури «Основы менеджмента» [25], процессы управления и принятия решений тесно взаимосвязаны и неотделимы один от другого. При этом важно понять, что принятие решений не является одним из этапов процесса управления, а «пронизывает» весь этот процесс, осуществляясь непрерывно при реализации каждой функции управления. Принятие решений (как и обмен информацией) «связывает» между собой все функции управления. Поэтому принятие решений рассматривается не как этап цикла управления, а как важный связующий процесс в рамках более широкого процесса управления организацией.

Рис.1. 1. Функции управления и связующие процессы

В подтверждение этого подхода можно привести примеры решений, которые принимаются руководителями при осуществлении каждой отдельной функции управления.

В процессе планирования принимаются решения: о миссии и целях организации; о состоянии внешней среды и ее влиянии на будущее организации; о стратегии и тактике достижения поставленных целей; о бюджете организации; о выборе инвестиционных проектов; о целевых рыночных сегментах и позиционировании товаров или услуг; о стратегии ценообразования; о выборе поставщиков; о каналах сбыта и распределения продукции; о разработке новых видов товаров и услуг; о проведении рекламных кампаний и др.

В процессе организации деятельности принимаются решения: о способах организации взаимодействия подразделений и работников организации; об организационной структуре; о пределах и распределении властных полномочий; о проектировании работы в организации; о реорганизации фирмы вследствие изменения целей деятельности или состояния внешней среды.

В процессе мотивации принимаются решения: о том, ради чего люди работают в этой организации; какие потребности у них выражены наиболее сильно; о том, в какой мере эти потребности удовлетворяются; о том, что необходимо сделать для повышения производительности труда подчиненных; о методах и приемах мотивации работников.

И, наконец, в процессе контроля принимаются решения о том, как и по каким показателям следует оценивать результаты работы; как часто следует измерять значения этих показателей; какие методы и процедуры контроля следует использовать; насколько организация преуспела в достижении поставленных целей; какие изменения следует внести в работу компании, если цель бизнеса не достигнута.

Приведенные примеры показывают, что принятие решений всегда сопровождает деятельность руководителей, которые вынуждены решать возникающие проблемы, чтобы наиболее эффективно достигать цели управления своей организацией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: