СМИ в системе креативных индустрий. Стабильное развитие рыночной экономики, как мы уже отмечали, привело к достижению более высокого уровня потребления

Стабильное развитие рыночной экономики, как мы уже отмечали, привело к достижению более высокого уровня потребления, стимули­ровавшегося на протяжении всего XX в. рекламной деятельностью СМИ. В результате сегмент потребительской экономики — и для самого рын­ка, и для социальной жизни — приобрел большое значение. Формиро­вание общества потребления оказалось неизбежным, и это, в свою оче­редь, создало в медиаиндустрии особую форму финансирования, кото­рая основывается на процессе создания, конструирования аудиторий Для последующей организации доступа к ним рекламодателей2. На со­временном этапе перехода к постиндустриальному обществу и к его модели экономики, базирующейся на третичном — сервисном — сек­торе, потребление все больше смещается в сторону нематериальных благ.

' Mickiewicz Е. Television, Power and the Public in Russia. Cambridge, 2008. P. 13—15. 2 Вартанова £. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003. С. 50-52.

По определению британских социологов Лэша и Урри, возникает та са­мая «экономика знаков и пространства», которая переносит акцент с про­изводства и потребления в материальной сфере в сферу виртуальную. Для СМИ этот сдвиг был обозначен формированием существенного по раз­мерам сегмента производства цифрового контента, обслуживающего как информационные, так и развлекательные запросы аудитории. В услови­ях межсекторальной конвергенции — компьютерной, телекоммуникаци­онной и медиаиндустрий, вызванной цифровой революцией, — началась и конвергенция продукции культурных индустрий. Во второй половине XX в. их продукция заняла значительное место и в структуре экономики, и в бюджете потребителей, причем это касается как индивидуальных и/ или семейных финансов, так и бюджетов времени.

Индустрия (индустрии) культуры. Соединение понятий «культура» и «индустрия» стимулировалось технологическим прогрессом и развитием рынка. Уже тогда, когда возникли технические средства, позволявшие тиражировать произведения искусства, исследователи обратили внима­ние на противоречивые последствия этого процесса. С одной стороны, культура демократизировалась, делая произведения искусства широко доступными. С другой — она становилась предметом рыночной эксплуа­тации и массового потребления. В эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936) немецкий социолог В. Бе- ньямин проанализировал трансформацию произведений искусства как физических и эстетических объектов в контексте развития техники и тех­нологии. Он подчеркивал, что в эпоху технической вопроизводимости произведения искусства лишаются своей ауры, своей уникальности.

Само понятие «индустрия культуры» (от англ. cultural industry, иногда переводимого на русский язык и как «культурная индустрия»), введенное Т. Адорно и М. Хоркхаймером в книге «Диалектика просвещения» (1947), описывает и анализирует индустриально произведенные, ориентирован­ные на коммерческое распространение продукты массовой культуры. Индустрия культуры, по мнению немецких ученых, представляет собой планомерную деятельность, определяемую концентрацией производ­ственных ресурсов и осуществляемую на базе современных технологий. Эта индустрия производит продукцию, предназначенную для массово­го потребления в свободное время, в значительной степени определяя природу этого потребления.

Для Адорно и Хоркхаймера особо важным представлялся тот факт, что индустрии культуры формируют идеологию потребления, которая заставляет потребителей поглощать продукты культурной индустрии. С точки зрения понимания производственного процесса важным стало


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: