СМИ как индустрия свободного времени. тируются они не столько на политические и культурные потребности общества, сколько на нужные рекламодателям потребительские запро­сы целевых аудиторий

тируются они не столько на политические и культурные потребности общества, сколько на нужные рекламодателям потребительские запро­сы целевых аудиторий. В результате СМИ становятся индустрией, орга­низующей — наряду с процессом производства и распространения со­держания — доставку рекламы потребителям. Для достижения этой ин­дустрией максимальной эффективности, для сохранения подлинно массовой аудитории необходима интеграция прежде разделенных сег­ментов — масс-медиа и развлечении. Особую роль начинают играть элек­тронные СМИ, поскольку для их обслуживания возникает мощный производящий сектор — звукозаписывающие студии, киностудии, продюсерские компании, синдикаты, фотослужбы и т.п. Создавая отно­сительно дешевые контент-продукты, этот сектор усиливает процесс ком­мерциализации медиасодержания, его развлекательного характера. Эко­номика, ориентированная на потребление, объективно стимулирует дви­жение СМИ в сторону индустрии развлечений.

Во-вторых, благодаря технологическому прогрессу появились новые платформы потребления и новые каналы доставки медиасодержания, ос­нованные на цифровых мобильных технологиях. Домашний компьютер стал одновременно и центром развлечений, и центром доступа к журна­листским материалам: он используется для получения интернет-СМИ, видеоиф, покупки мелодий, загрузки и просмотра кино, заказа фильмов в режиме онлайн для доставки почтой, загрузки телепрограмм, покупки книг в традиционном и электронном формате, чтения электронных книг. Параллельно с этим современный пользователь компьютера может про­изводить и размешать собственный контент, что для многих медийных непрофессионалов является, конечно же, хобби, деятельностью свобод­ного времени. В результате медиаиндустрия все чаще рассматривает со­временные технологические платформы как основу нового образа жиз­ни, в котором потребление и производство цифровых СМИ становится ключевой формой досуга. Естественно, что при этом интересы рекламо­дателей, ишуших более эффективные и узкие каналы доступа к целевым аудиториям, удовлетворяются несравненно лучше.

В-третьих, в ходе процесса модернизации во многих экономически развитых странах мира после Второй мировой войны наблюдалось по­стоянное падение интереса избирателей к политике на фоне роста ин­тереса к профессиональной карьере и личной жизни. Социологи назва­ли этот процесс общественным сдвигом в сторону индивидуализации*.

1 Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002; Бек У. Индивидуа­лизация социального неравенства: К вопросу о детрадиционализации индустриально-об­щественных форм жизни // Общество риска: На пути к другому модерну. М., 2000.

Это также не могло не сказаться на информационных потребностях аудитории. Ее прагматические запросы на специализированный, с од­ной стороны, и общеразвлекательный медиаконтент — с другой, стали расти, что способствовало усилению развлекательных стратегий в дея­тельности большинства медиакомпаний.

Таким образом, современные масс-медиа, став в результате общих для многих стран экономических и социальных процессов частью ин­дустрии свободного времени и развлечений, демонстрируют определен­ные изменения в природе и функциях СМИ, связанные с усилением их рекреационной функции.

Тот факт, что влияние индустрии СМИ и массовых развлечений на бюджет свободного времени, бюджет досуга и отдыха, будет только воз­растать, подтверждается исследованиями. На рубеже 1990—2000-х го­дов наиболее прибыльными индустриями в США были: производство компьютерных программ и услуг, коммуникации, Интернет. В 2004 г. средний американец посвящал около 10 часов в день и тратил около 790 долл. в год на то, чтобы получать информацию и развлечения, про­водя до 187 часов ежегодно в режиме онлайн[13]. В результате СМИ и дру­гие сегменты индустрии свободного времени, производящие устройства доступа к масс-медиа, изменили ритм и динамику жизни, превратив дом в своеобразный центр индивидуального досуга, где традиционные СМИ дополняются видео, видеоиграми, онлайновыми развлечениями.

В отличие от технологически развитых рынков страны с переход­ной экономикой, в том числе и Россия, еще не испытывают столь ак­тивного внедрения индивидуализированных технологических медиа- платформ в домашние развлечения. Однако здесь сохраняется значи­тельная роль старых СМИ в организации свободного времени. По результатам недавнего исследования Э. Мицкевич, которая изучала вли­яние ТВ на жизнь россиян в четырех регионах страны, ежедневная ак­тивность телеаудитории распределялась между несколькими видами деятельности. При составлении ежедневного кругового цикла эти виды были подразделены на:

■ работу;

■ чтение газет;

■ просмотр телевизора;

■ домашнюю работу;

■ посещение кинотеатра / театра;



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: