Социальная пенсия

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.[23] Законодательством предусмотрены следующие виды социальных пенсий: социальная пенсия по старости (для мужчин, достигших 65 лет, и женщин, достигших 60 лет), социальная пенсия по инвалидности, социальная пенсия по случаю потери кормильца.

БИЛЕТ 5

1. Научно-технический прогресс и экономический рост: сущность, модели, взаимосвязь.

Технологический прогресс часто рассматривается как самостоятельный фактор производства и как способ увеличения факторов производства.

Технологический прогресс в одних случаях включает процесс инноваций, при этом предполагается, что новые пути обеспечивают выпуск существующих товаров и услуг с использованием меньшего количества капитала и рабочей силы. В других случаях он включает обновление продукта, создание нового или улучшение качеств старого.

Усовершенствование технологии приводит к различным результатам.

Поэтому ряд исследователей подразделяет его на отдельные виды. Так, в соответствии с моделью Дж. Хикса технический прогресс делится на нейтральный, трудосберегающий и капиталосберегающий.

Трудосберегающий эффект приводит к сокращению издержек производства в трудоемких, а капиталосберегающий — в капиталоемких отраслях. Нейтральный эффект обеспечивает одновременное повышение обоих факторов производства.

На теоретическом уровне технология влияет на хозяйственный рост несколькими путями.

• Улучшение технологии позволяет национальному хозяйству увеличить выпуск продукции при том же уровне затрат за счет увеличения производительности факторов производства.

• Технология способствует хозяйственному росту через производство новых товаров с более высокой добавленной стоимостью и более высокой эластичностью к доходам.

• Усиливается влияние на экономический рост научно-технического и образовательно-квалификационного потенциалов. Сегодня нововведения и сопряженные с ним процессы управления и повышения качества рабочей силы обеспечивают решающий вклад в экономический рост.

• Наука и технология жизненно важны для производительности и вносят вклад в благосостояние общества.

• Научно-технический прогресс приводит к крупным изменениям в предметах труда. Поэтому современный этап НТП относительно снижает роль природных материалов в экономическом развитии и ослабляет зависимость обрабатывающей промышленности от минерального сырья.

• Под влиянием НТП происходят изменения в средствах труда. В последние десятилетия они связаны с развитием микроэлектроники, робототехники, информационной и биотехнологии. Информационные технологии позволяют механизировать сферу услуг. Использование электронной техники в комплексе со станками и роботами привело к созданию гибких производственных систем, в которых все операции по механической обработке изделия выполняются последовательно и непрерывно.

2. Финансовый механизм, его содержание, значение, направления совершенствования.

Финансовый механизма — действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно.

Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требования соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначают термином инпут-аутпут (INPUT-OUTPUT). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения. Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках, о покупателях и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.

3. Фонд социального страхования Российской Федерации, механизм его формирования и использования. Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, характеристика доходов и расходов.

Фонд социального страхования Российской Федерации — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации прав граждан на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей (ст. 143 БК РФ). Следует подчеркнуть, что за счет средств данного фонда финансируется только часть рисков государственного социального страхования. Пенсионное и медицинское страхование, являющиеся частью социального страхования, осуществляются за счет средств других социальных внебюджетных фондов.

В настоящее время через Фонд социального страхования Российской Федерации проводится два вида социального страхования: социальное страхование на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти, а также социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Основными правовыми актами, регулирующими формирование доходной части Фонда социального страхования Российской Федерации являются Налоговый кодекс Российской Федерации, а также ежегодно принимаемый федеральный закон о тарифах страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются в форме федерального закона. показатели бюджета этого Фонда, как и других внебюджетных фондов, разрабатываются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Доходы Фонда социального страхования Российской Федерации.

· отчислений от единого социального налога;

· отчислений от сельхозналога;

· отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;

· отчислений от единого налога на вмененный доход;

· страховых взносов субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· средств федерального бюджета для покрытия расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим в результате радиационных аварий и их последствий, а также в других установленных законодательством случаях;

· доходов от размещения временно свободных средств Фонда;

· добровольных взносов физических и юридических лиц;

· прочих поступлений.

Расходы

1. страхование от временной утраты трудоспособности в связи с общими заболеваниями, материнством и смертью;

2. страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональные заболевания;

3. предоставление дополнительных льгот лицам, пострадавшим в результате последствий радиационных аварий, и ветеранам Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета.

Страховые взносы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Тарифы взносов по этому виду социального страхования устанавливаются в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях — к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору, и дифференцированы в зависимости от класса профессионального риска. Класс профессионального риска для отрасли (подотрасли) экономики определяется по специальной методике, учитывающей соотношение фактической величины выплат по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний к фонду оплаты труда в данной отрасли. Органы управления Фондом социального страхования Российской Федерации имеют право применять скидки и надбавки к установленным страховым тарифам в качестве стимула создания работодателями условий, приводящих к снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

При ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний они вносят в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированные платежи.

Размер субвенций из федерального бюджета Фонду социального страхования Российской Федерации определяется ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Доходы от размещения временно свободных денежных средств. В соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации временно свободные денежные средства Фонда могут инвестироваться в банковские депозиты и ликвидные ценные бумаги. В 2002 г. утвержден порядок формирования и размещения резерва по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому средства резерва размещаются в высоколиквидные государственные ценные бумаги.

Расходы Фонда социального страхования Российской Федерации. Расходы Фонда в первую очередь связаны с обязанностью по выплате гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение и других пособий, а с 2000 г. — по выплатам в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, Фондом возмещаются расходы на санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей. По решению комиссии по социальному страхованию, создаваемой на каждом предприятии, работникам на льготных условиях могут выдаваться путевки в санатории, профилактории, детям — в оздоровительные лагеря.

Размер пособия по временной нетрудоспособности при общем заболевании и заболевании члена семьи зависит от среднемесячной заработной платы за предшествующий год, причины заболевания, трудового стажа.

Пособия на детей, выплачиваемые из Фонда социального страхования РФ. Размер пособия по беременности и родам устанавливается в зависимости от среднемесячного заработка за предшествующий год и срока отпуска по беременности и родам. Размеры единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, а также ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет определены законодательством в абсолютных суммах.

Обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний было призвано заменить действовавшую ранее в нашей стране практику компенсации утраты заработка в результате производственной травмы или профессионального заболевания, произошедшего по вине работодателя. Рассматриваемый вид социального страхования позволяет не только компенсировать потери заработка в связи с временной или постоянной утратой трудоспособности или потерей кормильца, но и, что очень важно, проводить профилактические мероприятия, связанные со снижением травматизма и профессиональных заболеваний. Основными видами обеспечения по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются: выплата пособий по временной нетрудоспособности (его размер не зависит от трудового стажа и ориентирован на полное возмещение утраченного заработка); единовременная страховая выплата и ежемесячная страховая выплата, дифференцируемая в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности; оплата дополнительных медицинских услуг, а также услуг, связанных с социальной и профессиональной реабилитацией.

Особенностью функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации является использование принципа децентрализованного управления средствами социального страхования, предполагающего выплату пособий и оплату путевок (полную или частичную) непосредственно в организации за счет начисленных сумм. С этой целью в организациях создаются комиссии или действует уполномоченный по социальному страхованию, причем работодатели перечисляют единый социальный налог лишь в сумме, оставшейся после выплаты пособий и оплаты путевок. При недостатке начисленных сумм страховых взносов или единого социального налога для выплаты пособий организация получает субсидию из отделения Фонда.

БИЛЕТ 6

1. Рыночная система экономики: принципы организации и механизм функционирования.

Рыночная (капиталистическая) система экономика — это система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции.

Рыночная система - совокупность множества рынков функционального назначения.

Возникает в XVII-XVIII веках в результате буржуазных революций в Европе. Исторически первыми к ней перешли Англия, Нидерланды и Франция. Наиболее близкой к рыночному типу экономики считаются экономики Англии и США в эпоху первоначального накопления капитала.

Основные особенности:

- экономические агенты сами решают, что и каким образом производить и потреблять;

- рыночная экономика предоставляет экономическим агентам свободу в принятии экономических решений по основным вопросам и предполагает их личную экономическую ответственность за принятые ими решения;

- государство в такой системе не вмешивается в процесс принятия экономических решений, определяет только общие правила игры.

Преимущества:

- система легко решает проблему стимулов экономической деятельности;

- гибкость: системы обладает способностью сравнительно быстро приспосабливаться к неожиданным изменениям;

- высокие темпы технического прогресса.

Недостатки:

- рыночной экономики могут быть свойственны сильное неравенство доходов;

- присущи периодические экономические спады;

- отсутствие уверенности в завтрашнем дне и гарантий занятости.

Структура рыночной системы состоит из систем рынков:

- рынка потребительских продуктов (реализует продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья);

- рынка средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, электроэнергия, сырьё)

- рынок услуг (виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые, страховые и др. операции);

- рынок труда (для работодателей и наёмных работников);

- рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве);

- рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);

- рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход);

- рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);

- рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).

В настоящее время для экономики нашей страны характерным является бурное развитие капиталистических идей и проявлений. Несмотря на активную интеграцию страны в мировую экономику, зависимость от тенденции глобализации еще не стала критической, о чем свидетельствует, например, то, что Россия незначительно пострадала от ипотечного кризиса в США.

2. Государственный финансовый контроль: содержание, задачи, организационная структура. Эффективность государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

· ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

· несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

· недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

В общем и целом цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства. [7]

В соответствии с этим основными его задачами являются:

· организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

· контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

· обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;

· оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;

· контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

· улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

· выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета;

· контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;

· проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;

· контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

· пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

· выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

· проведение профилактической информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования.

Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

3. Бюджеты субъектов Российской Федерации, формирование их доходов и расходов. Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Каждый субъект РФ имеет свой собственный бюджет.

Аналогично федеральным органам, органам государственной власти субъектов РФ запрещено использование иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ за исключением случаев, прямо предусмотренных положениями, закрепленными в Бюджетного кодекса РФ.

Полномочия отдельных субъектов РФ установлены Конституцией РФ в соответствии с нормами о разделении предметов исключительного ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ: по остальным предметам субъект РФ обладает всей полнотой государственной власти.

Расходные обязательства субъекта РФ непосредственно вытекают из его полномочий. Конкретный перечень полномочий субъекта РФ закрепляется конституциями либо уставами соответствующего субъекта.

Из бюджета субъекта РФ финансируются, в частности, органы государственной власти субъекта РФ, региональные целевые программы в различных отраслях и т. п. Региональный бюджет выступает финансовой гарантией реализации полномочий соответствующего субъекта РФ.

Региональный бюджет составляет экономическую основу для государственного сектора экономики соответствующего субъекта РФ. Кроме того, из регионального бюджета осуществляется финансовая помощь бюджетам муниципальных образований на территории данного субъекта РФ в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством РФ.

В бюджетах субъектов РФ в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти этих субъектов полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

БИЛЕТ 7

1. Сущность, факторы и теории экономического роста. Проблема границ экономического роста. Концепция устойчивого экономического развития.+I.23

Экономический рост – это увеличение объемов национального производства, которое происходит на основе расширения объемов используемых ресурсов и/или совершенствования техники и технологий.

Основные цели экономического роста: повышение материального благосостояния населения и поддержание национальной безопасности.

В экономической науке широкое распространение получила теория трех факторов производства (родоначальником Ж.-Б. Сэй). Суть ее — в создании стоимости продукта принимают участие труд, земля и капитал.

Позднее к ним начали относить: труд, землю, капитал, предпринимательскую способность, научно-технический прогресс.

Факторы производства делятся в зависимости от характера роста (количественного или качественного) на интенсивные и экстенсивные. К экстенсивным факторам роста относятся:

- увеличение объема инвестиции при сохранении существующего уровня технологии;

- увеличение числа занятых работников;

- рост объемов потребляемого сырья, материалов, топлива и других элементов оборотного капитала.

К интенсивным факторам роста относятся:

- ускорение научно-технического прогресса;

- повышение квалификации работников;

- улучшение использования основных и оборотных фондов;

- повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации.

Современные теории экономического роста сформировались на основе двух источников: неоклассической теории и кейнсианской теории макроэкономического равновесия.

Центральная проблема макроэкономики для кейнсианской теории — факторы, определяющие уровень и динамику национального дохода, его распределение. Эти факторы рассматриваются с позиции реализации в условиях формирования эффективного спроса. Кейнс сосредоточил усилия на изучении составных частей спроса, т.е. потребления и накопления, а также факторов, от которых зависит движение этих составных частей и спроса в целом.

Неокейнсианские модели экономического роста (выдвинутые английским экономистом Р. Харродом и американскими экономистами Е.Домаром и Э. Хансеном).

Экономическая теория Харрода, дополненная Домаром, анализирует не момент нарушения равновесия в экономике и восстановления его, а длительный период устойчивого экономического роста, теоретически обосновывая устойчивые темпы роста рыночной экономики. Устойчивый темп роста производства, который обеспечивается всем приростом населения (это один фактор экономического роста) и всеми возможностями увеличения производительности труда (это второй фактор роста), Харрод называет естественным темпом роста. Третьим фактором роста Харрод считает размеры накопленного капитала.

Вопросы циклического развития рыночной экономики от подъемов к спадам разрабатывались в динамической теории цикла, наиболее видным представителем которой является американский экономист Э. Хансен. Хансен рекомендует расширение спроса за счет государственного бюджета, что неизбежно развязывает инфляцию и сводит в конечном счете на нет попытки преодолеть противоречие между производством и потреблением, так как финансирование осуществлялось бы за счет государственного долга.

Оригинальность посткейнсианства (Дж. Робинсон) отчетливо проявилась в разработке теории экономического роста и распределения продукта, в основу которой положена идея, что темпы роста общественного продукта зависят от распределения национального дохода, которое, в свою очередь, является функцией накопления капитала.

В настоящее время в западных странах получила распространение концепция «экономическое развитие без роста». Сторонники этой концепции считают, что экономический рост приводит к нарушению биосферы жизни человека и ограничен в силу недостаточности сырьевых и топливных ресурсов планеты.

В экономической теории сложились позиции «за» и «против» экономического роста, каждая из которых выстраивает аргументы (доказательства) своей правоты.

Противники экономического роста считают, что его ускорение:

1) усиливает загрязнение окружающей среды;

2) создает для многих людей проблемы в будущем, так как технический прогресс может сделать ненужными их знания, опыт, профессиональные навыки;

3) обесценивает качество жизни людей, так как производя больше, они получают все меньше удовлетворения от труда, становясь придатками машин;

4) не позволяет решить проблемы неравенства в доходах и бедности.

Защитники позиции экономического роста, напротив, считают, что его ускорение:

1) нельзя считать причиной усиленного загрязнения окружающей среды. Загрязнение окружающей среды – это не столько побочный продукт экономического роста, сколько результат неправильного ценообразования на ресурсы;

2) является основным условием материального изобилия и повышения уровня жизни населения;

3) создает условия для преодоления неравенства в доходах разных групп людей;

4) высвобождает людям свободное время, дает возможность использовать его на образование, повышение квалификации, обеспечение самореализации своих способностей.

Концепция устойчивого развития основывается на пяти основных принципах.

1. Человечество действительно способно придать развитию устойчивый и долговременный характер, с тем чтобы оно отвечало потребностям ныне живущих людей, не лишая при этом будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.

2. Имеющиеся ограничения в области эксплуатации природных ресурсов относительны. Они связаны с современным уровнем техники и социальной организации, а также со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности.

3. Необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем предоставить возможность реализовывать свои надежды на более благополучную жизнь. Без этого устойчивое и долговременное развитие попросту невозможно.

4. Необходимо согласовать образ жизни тех, кто располагает большими средствами (денежными и материальными), с экологическими возможностями планеты, в частности относительно потребления энергии.

5. Размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся производительным потенциалом глобальной экосистемы Земли.

2. Финансовый рынок как механизм перераспределения финансовых ресурсов.

Важнейшей структурой рыночного хозяйства является финансовый рынок, на котором осуществляется перераспределение временно свободных денежных средств между различными субъектами экономики путем совершения сделок с финансовыми активами.

Стабильное функционирование финансового рынка является обязательной предпосылкой экономического прогресса, политического и социального равновесия в обществе. Сфера его влияния очень высока.

  • Кредитный рынок
  • Валютный рынок
  • Рынок ценных бумаг (фондовый рынок)
  • Страховой рынок
  • Рынок инвестиций

На рынке ценных бумаг совершаются сделки с таким специфическим товаром, как ценные бумаги, путем их купли-продажи или осуществления других гражданско-правовых сделок. Эмитент посредством эмиссии бумаг привлекает дополнительные денежные средства, а инвестор, приобретая эти бумаги, ожидает получить доход или преследует другие цели. При этом инвестор может продать эти ценные бумаги на рынке.

На кредитном рынке не осуществляются акты купли-продажи, и, заключив кредитный договор, ни кредитор, ни заемщик не могут его продать. Кредитные организации привлекают временно свободные денежные средства, а затем выдают их в кредит, осуществляя таким образом их перераспределение. Отличительной особенностью этого рынка является тот факт, что перераспределение в данном случае осуществляется на принципах кредитования, т. е. возвратности, срочности и платности и через посредников, главным образом через банки. Хозяйствующие субъекты могут кредитовать друг друга и напрямую, минуя банки, но в этом случае они должны иметь между собой хозяйственные связи, а кредитование осуществляется при поставке товаров (коммерческий кредит).

На валютном рынке осуществляются операции с валютными ценностями, к которым относятся: иностранная валюта и ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте. Это самый ликвидный рынок. Объектом валютного рынка являются любые финансовые требования, выраженные в иностранной валюте, а субъектами – финансовые и инвестиционные институты. Субъекты валютного рынка осуществляют следующие виды операций: хеджирование (страхование открытых валютных позиций), арбитраж процентных ставок, купля-продажа валюты путем осуществления кассовых (спот) и срочных (форвард) сделок, а также свопов (одновременное осуществление операций покупки и продажи с разными сроками исполнения).

Финансовый рынок и особенно рынок ценных бумаг, или фондовый рынок, являются не только средством перераспределения финансовых ресурсов в хозяйстве, но они в своей совокупности составляют очень важный индикатор состояния всей финансовой системы и экономики в целом. Смысл финансового рынка не просто в перераспределении финансовых ресурсов, но прежде всего в определении направлений этого перераспределения. Именно на финансовом рынке определяются наиболее эффективные сферы приложения денежных ресурсов.

3. Государственный и муниципальный долг, его структура. Методы управления государственным и муниципальным долгом.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

· Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

· Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

· кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

· государственных ценных бумаг;

· договоров о предоставлении государственных гарантий;

· переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга. Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

· консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;

· конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;

· конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

· новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

БИЛЕТ 8

1. Субъекты экономики. Факторы производства. Кругооборот продукта и капитала.

Современная экономическая теория классифицирует необходимые для производства ресурсы по группам (факторам производства).

1. Труд- это целесообразная хозяйственная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей, получение дохода.

2. Земля. Данный термин следует понимать в его расширенном значении:

а).Место где находился человек. Живет, трудится, отдыхает.

б). на земле расположены производственные и другие предприятия

в). служит объектом сельского и лесного хозяйства

г). является источником полезных ископаемых, водных и других ресурсов.

3.Капитал- все средства производства длительного и краткого пользования: сырье, машины оборудование, производственные сооружения и др.

4. Предпринимательская способность- особый род деятельности, которую осуществляет предприниматель

5. НТП. Лучшие хозяйственные результаты фирмы, использующей новейшее оборудование, следует объяснять именно реализованной в новой технологии техническим прогрессом.

Основные субъекты экономики:

1. Домашние хозяйства — обозначают отдельных людей и целые семьи в качестве физических лиц, со всей сложностью, присущего человеческим существам поведения, интересов и мотивов.

2. Фирмы- это организации, концентрирующие и использующие ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли.

3. Государство- собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров, на содержание государственного сектора экономики, на социальные выплаты и т.п.

Кругооборот продукта:

1. Производство — процесс создания полезного продукта.

2. Распределение — звено, где устанавливаются количественные соотношения при производстве благ, размещение работников и орудий труда по видам хозяйственной деятельности.

3. Обмен — форма связи между людьми, обмен способностями и деятельностью.

4. Потребление - заключает этап движения продукта: удовлетворение личных нужд людей. То есть движение экономических благ возвращается к исходному пункту.

Кругооборот капитала. Экономическая сущность оборотных средств определяется их ролью в обеспечении непрерывности процесса воспроизводства, находясь в постоянном движении.

Три стадии кругооборота:

1. Денежная — на этой стадии оборотный капитал из формы денежных средств переходит в форму производственных запасов.

2. Производственная — состоит в переходе капитала из сферы обращения в сферу продукции.

3. Товарная - состоит в реализации изготовляемой продукции и получении денежных средств. Оборотный капитал поступает из производства в стадию обращения и в процессе реализации принимает форму денежных средств.

2. Финансы коммерческих организаций; факторы, обуславливающие их специфику.

Финансы коммерческих организаций - это система отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов коммерческих организаций с целью обеспечения их деятельности и решения вопросов социального характера.

Можно выделить следующие принципы организации финансов в сфере коммерческой деятельности:

1. получение и максимизация прибыли предприятия;

2. оптимизация источников формирования финансовых ресурсов;

3. обеспечение финансовой устойчивости коммерческих организаций, в том числе использование различных механизмов защиты от предпринимательских рисков (страхование, хеджирование, создание финансовых резервов);

4. создание инвестиционной привлекательности;

5. ответственность за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Указанные принципы определены основной целью деятельности коммерческой организации — получением прибыли, а также стремлением любого хозяйствующего субъекта не только сохранить, но и расширить свое участие на рынке.

Коммерческие организации действуют в разных сферах: материальное производство, торгово-сбытовая деятельность, оказание услуг, в том числе информационных и финансовых. Отраслевыми факторами, влияющими на особенность организации финансов, являются сезонность производства, длительность производственного цикла, особенность оборота производственных фондов, степень риска предпринимательской деятельности и др.

Природно-климатические факторы могут предопределять получение рентного дохода в относительно благоприятных условиях предпринимательской деятельности (добывающие отрасли). Как правило, в этих условиях во многих странах выравнивание доходов внутри одной отрасли осуществляется на основе рентных платежей в бюджет.

Отрасли с относительно низким уровнем рентабельности (сельское, жилищно-коммунальное хозяйство) имеют ограниченные возможности в расширении источников финансовых ресурсов, в том числе за счет выпуска ценных бумаг.

Для отраслей с высокой степенью профессионального риска работающих (угольная, химическая, газовая промышленность и др.) предусмотрены более высокие тарифы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Наконец, высокая степень риска присуща и деятельности финансовых посредников (страховых компаний, кредитных организаций), что определяет более высокие требования к размеру собственного капитала, создание специфических финансовых резервов и использование других механизмов обеспечения финансовой устойчивости (например, для страховых компаний -перестрахование).

Отраслевые факторы обусловливают также размер коммерческой организации. Так, сталелитейная промышленность, машиностроение и другие отрасли тяжелой промышленности обычно предполагают крупные масштабы предприятия, а торговля, бытовое обслуживание, инновационная деятельность, как правило, осуществляются через средний и малый бизнес. Таким образом, отраслевые особенности могут предопределять организационно-правовую форму коммерческой организации, а это, в свою очередь, еще один фактор, влияющий на финансовый механизм организации.

В целом финансам коммерческих организаций как звену финансовой системы независимо от организационно-правовых и отраслевых особенностей присущи следующие черты:

· финансовые ресурсы находятся в собственности коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий);

· управление финансами коммерческой организации ориентировано на реализацию ее основной цели — получение прибыли;

· ограниченное по сравнению с другими звеньями финансовой системы государственное регулирование финансов коммерческих организаций. Государственная регламентация формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций связана с определением налоговых обязательств, а также обязательств, вытекающих из возможного использования бюджетных средств (субсидии, субвенции, государственный и муниципальный заказ, бюджетные инвестиции, бюджетные кредиты).

3. Структура и принципы построения бюджетной системы Российской Федерации. Изменение структуры бюджетной системы Российской Федерации в современных условиях.

Бюджетная система государства — совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных).

Все звенья соответствующих бюджетных систем самостоятельны, т. е. принимаются соответствующими региональными и местными органами управления.

Бюджетная система Российской Федерации основывается на следующих принципах:

· единства;

· разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

· самостоятельности бюджетов;

· полноты отражения доходов и расходов бюджетов разных уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· сбалансированности;

· эффективности и экономности использования бюджетных средств;

· гласности;

· достоверности бюджета;

· адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы определяет единообразие:

· правовой базы;

· денежной системы;

· организации бюджетного процесса;

· санкций за нарушение бюджетного законодательства.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы обеспечивает закрепление соответствующих видов доходов и расходов за федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и местным самоуправлением.

Принцип самостоятельности бюджетов обусловливает право законодательных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; иметь собственные источники доходов; не допускать изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов исходит из того, что все доходы и расходы органов государственной власти и местного самоуправления должны полностью отражаться в их бюджетах.

Принцип сбалансированности обеспечивает равенство расходов бюджетов с доходами и поступлениями из источников покрытия бюджетного дефицита.

Принцип эффективности использования бюджетных средств определяет, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема ресурсов.

Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут быть только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность его показателей.

Принцип адресности определяет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели.

БИЛЕТ 9

1. Экономические циклы и кризисы: сущность, виды, причины. Кризис трансформации в России.

Цикличность – это движение экономики от одного устойчивого состояния к другому — это есть механизм саморегуляции рынка. Экономический цикл повторяющиеся в длительном периоде подъёмы и спады в хозяйственной деятельности людей.

Экономический цикл делится на 4 фазы. В каждой из них наблюдается разная динамика объема производства, уровня цен, занятости работников.

1) фаза кризиса (тяжёлое переходное состояние) производства. Резко падает объем выпуска продукции, что вызвано большим перепроизводством товаров по сравнению с покупательским спросом. Увеличиваются запасы нераспроданной продукции, происходят массовые банкротства предприятий, которые не могут сбыть накопившиеся товары. Из-за приостановления производства — увеличивается безработица, падает зарплата.

2) Депрессия - в это время приостанавливается спад производства и снижение цен. Постепенно уменьшаются запасы товаров. Предложение товаров перестаёт обгонять спрос, а поэтому между ними устанавливается равновесие (прекращение выпуска товаров снижает их предложение до уровня спроса). Создаются условия для выхода из кризиса: уменшаются цены на средства производства.

3) Фаза оживления- рост производства до его предкризисного уровня. Начинается не большое повышение цен, вызванное ростом покупательского спроса, сокращаются размеры безработицы.

4) Фаза подъёма- когда выпуск продукции превосходит предкризисный уровень. Тогда безработица практически ликвидируется, с расширением спроса цены на товары возрастают.

Причины экономических циклов:

1) Экзогенные причины (войны, эпидемии, внешние вызовы революции и др.),

2) Внутренние или эндогенные (технологическое перевооружение предприятий, смена технологической базы, сезонные и отраслевые факторы).

Кризис трансформации: с 60г.г. стал проявляться эффект резких нарушений пропорций общественного производства. Главная доля ресурсов затрачивалась на производство средств производства и развитие военно-промышленного комплекса, а не на товары народного потребления. Увеличился разрыв между растущими номинальными доходами населения и их товарным покрытием — это означает, что реальные доходы росли очень медленно, это ослабляло стимулы к труду работников, то есть сам ход экономического движения поставил вопрос о судьбе административно-командной системы, необходимости её трансформации.

Экономическая эффективность рыночных систем передовых стран предопределила выбор в пользу перехода к современному типу рыночной экономики - социально ориентированной и регулированной системы хозяйства, но трудности этого перехода характеризуются развалом СССР, разрывом связей между республиками его состава - в этом особенность кризиса трансформации социально-экономической системы.

2. Финансовые ресурсы коммерческих организаций, их источники, виды, факторы роста.

Финансы коммерческих организаций - это система отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов коммерческих организаций с целью обеспечения их деятельности и решения вопросов социального характера.

Можно выделить следующие принципы организации финансов в сфере коммерческой деятельности:

6. получение и максимизация прибыли предприятия;

7. оптимизация источников формирования финансовых ресурсов;

8. обеспечение финансовой устойчивости коммерческих организаций, в том числе использование различных механизмов защиты от предпринимательских рисков (страхование, хеджирование, создание финансовых резервов);

9. создание инвестиционной привлекательности;

10. ответственность за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности.

Указанные принципы определены основной целью деятельности коммерческой организации — получением прибыли, а также стремлением любого хозяйствующего субъекта не только сохранить, но и расширить свое участие на рынке.

Коммерческие организации действуют в разных сферах: материальное производство, торгово-сбытовая деятельность, оказание услуг, в том числе информационных и финансовых. Отраслевыми факторами, влияющими на особенность организации финансов, являются сезонность производства, длительность производственного цикла, особенность оборота производственных фондов, степень риска предпринимательской деятельности и др.

Природно-климатические факторы могут предопределять получение рентного дохода в относительно благоприятных условиях предпринимательской деятельности (добывающие отрасли). Как правило, в этих условиях во многих странах выравнивание доходов внутри одной отрасли осуществляется на основе рентных платежей в бюджет.

Отрасли с относительно низким уровнем рентабельности (сельское, жилищно-коммунальное хозяйство) имеют ограниченные возможности в расширении источников финансовых ресурсов, в том числе за счет выпуска ценных бумаг.

Для отраслей с высокой степенью профессионального риска работающих (угольная, химическая, газовая промышленность и др.) предусмотрены более высокие тарифы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Наконец, высокая степень риска присуща и деятельности финансовых посредников (страховых компаний, кредитных организаций), что определяет более высокие требования к размеру собственного капитала, создание специфических финансовых резервов и использование других механизмов обеспечения финансовой устойчивости (например, для страховых компаний -перестрахование).

Отраслевые факторы обусловливают также размер коммерческой организации. Так, сталелитейная промышленность, машиностроение и другие отрасли тяжелой промышленности обычно предполагают крупные масштабы предприятия, а торговля, бытовое обслуживание, инновационная деятельность, как правило, осуществляются через средний и малый бизнес. Таким образом, отраслевые особенности могут предопределять организационно-правовую форму коммерческой организации, а это, в свою очередь, еще один фактор, влияющий на финансовый механизм организации.

В целом финансам коммерческих организаций как звену финансовой системы независимо от организационно-правовых и отраслевых особенностей присущи следующие черты:

· финансовые ресурсы находятся в собственности коммерческих организаций (за исключением унитарных предприятий);

· управление финансами коммерческой организации ориентировано на реализацию ее основной цели — получение прибыли;

· ограниченное по сравнению с другими звеньями финансовой системы государственное регулирование финансов коммерческих организаций. Государственная регламентация формирования и использования финансовых ресурсов коммерческих организаций связана с определением налоговых обязательств, а также обязательств, вытекающих из возможного использования бюджетных средств (субсидии, субвенции, государственный и муниципальный заказ, бюджетные инвестиции, бюджетные кредиты).

3. Бюджет как финансовая база деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

бюджет — это совокупность объективно существующих денежных отношений, по материальному воплощению — фонд денежных средств, по организационной форме — финансовый документ, утверждаемый в форме закона.

Бюджет выполняет особое общественное назначение исходя из сущности-распределять стоимость ВВП и части НБ для того, чтобы предоставлять в распоряжение ОГВ и МСУ денежные средства в необходимом объеме для удовлетворения общегосударственных потребностей на всех уровнях управления.

Объект распределения –ВВП+часть НБ

Субъекты распределения –ОГВ, ОМСУ, ЮрЛица, ФизЛица

Бюджет –централизованный фонд (Родионова) на каждом уровне управления; фонды (Маркина).

Централизация –на каждом уровне выделяется (централизуется) фонд из общего объема ВВП и части НБ.

Бюджет как совокупность денежных отношений оказывает огромное влияние на общественное воспроизводство. Регулирующая роль бюджета заключается в его возможности изменять воспроизводственные, отраслевые и территориальные пропорции развития экономики, регулировать темпы развития отдельных сфер и отраслей для достижения основных задач и целей финансовой политики. Бюджет оказывает влияние на экономические и социальные процессы через соответствующие группы бюджетных отношений — доходы бюджета и расходы бюджета.

Доходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления. Основным назначением доходов бюджета является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами власти и органами местного самоуправления своих задач.

Расходы бюджета представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основное назначение расходов — обеспечить выполнение органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций и задач.

БИЛЕТ 10

1. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Факторы, влияющие на рыночное равновесие.

Спрос («Р») показывает количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен.

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:

Цена данного товара (Р);

Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Рs, Рc);

Текущие доходы потребителей (V);

Вкусы и предпочтения потребителей (Z);

Объективные (внешние) условия потребления (N);

Ожидания потребителей (Е).

Зависимость «D» от указанных факторов называется функцией спроса:

QD = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, V, Z, N, E), где QД — объем спроса.

Функция спроса от цены: QD = f (P).

Зависимость между ценой и количеством покупок можно выразить графически

Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса есть изменение величины спроса при изменении цен.

Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет их покупательную способность, делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.

Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). Взаимосвязь «Р» и «Д» можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f(Q) – это обратная функция спроса. Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.

Предложение («S») – то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.

Условия, при которых формируется объем предложения, называются факторами предложения.

Факторы предложения:

Цена данного товара (Р);

Цены на другие товары – комплименты (Рc) и субституты (РS);

Издержки производства и уровень технологий (С);

Налоги и субсидии (Т);

Объективные (внешние) условия производства (N);

Ожидания производителей (Е).

Функция предложения отражает зависимость величины «S» от факторов, его определяющих:

QS = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, C, N, E, T).

Функция предложения от цены:

QS = f (P).

Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке.

Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения при изменении цены

Закон предложения – при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких. Реакция предложения на цену объясняется тем, что:

- фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения;

- в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара.

Изменение в предложении означает, что кривая предложения сместилась в какую-то сторону в результате действия неценовых факторов.

Рыночное равновесие - это нормальное положение, когда цена продавца и покупателя совпадают (в графическом варианте — пересечение кривых спроса и предложения в точке «Е», эта точка и есть точка равновесия; а цена на этом этапе называется равновесной ценой). На уровне равновесной цены спрос и предложение достигают сбалансированности.

2. Сущность финансов, их место и роль в системе экономических отношений.

Финансы — это общественные отношения по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Сущность финансов — формирование, распределение и использование денежных доходов.

Финансовые отношения возникают в определенных социально-экономических условиях, формирующихся в результате развития цивилизации.

Условием появления финансов являются:

· развитие обмена продуктами труда и появление денег;

· возникновение и упрочение государственных начал в жизни общества;

· появление частной собственности на продукты труда;

· развитие института обычаев и права.

Функциями финансов являются распределительная, контрольная и стимулирующая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: