Проектирование лотков-скатов заключается в выборе типа лотка и его основных размеров. Ширина лотка-ската определяется проходимостью заготовки т.е. ёё способностью продвигаться по наклонному лотку не заклиниваясь и не теряя ориентации.
|
– коэффициент трения. Отсюда можно вывести, что для заготовок с плоскими торцами (рис. 2.38.а)
для заготовок с одним плоским торцем и другим сферическим
(рис. 2.38.б)
|
На рис. 2.39. приведена номограмма для определения значений относительного зазора при различных коэффициента трения.
Рис. 2.39. Рекомендуемые значения относительного зазора.
Закругление в лотках при их сложной конструкции так же следует проверить на свободный проход заготовок – чаще всего это выполняется прочерчиванием в большом масштабе. При этом радиус закругления лотка следунт принимать .
|
|
Угол наклона лотков-скатов принимают в зависимости от шероховатости и твёрдости поверхностей качения и торцев заготовок, степени их загрязнённости и замасленности. Рекомендуется принимать:
=5…70 – для чистых лотков и заготовок с малой шероховатостью.
=7…150 – для значительной шероховатости и загрязнённости.
Высота бортов H лотков- скатов зависит от формы заготовки и типа лотка. Для открытых коробчатых лотков (рис.2.40.а):
H= 0.3 d – для шаров, колец, дисков и валиков.
H= (0.35¸0.4) d -для колпачков.
|
Рис. 2.40 в,г. Расчетные схемы для определения высоты бортов
Для коробчатых лотков с загибами (рис. 2.40.б) H= 0.4 d.
Для коробчатых лотков состоящих из двух частей (рис. 2.40.в).
Для ступенчатых валиков высота бортов лотков (рис.2.40.г).
или
Скорость перемещения заготовки в лотках определяется выражением:
где: h – перепад высот;
V0 – начальная скорость движения;
Лотки-склизы очень разнообразны по конструкции. При проектировании лотков-склизов, помимо определения их размеров, рассчитывают условия перемещения заготовок по лотку.
Заготовка перемещаясь по лотку касается его бортов, в точке касания возникают реакции N1 и N2 (рис.2. 41.а). Если угол перекоса меньше угла трения , то заготовка тормозится. В результате действия N1 и N2 возникают силы трения Т1 и Т2. В случае равенства N1=N2 суммарная сила трения при движении заготовки выражается:
где: m – масса заготовки;
f – угол трения;
g – угол наклона лотка.
Скорость перемещения заготовки по лотку зависит от материала заготовки и лотка, шероховатостей поверхности и формы дна лотка.
|
|
Рис. 2.41. б
Рис. 2.41. а
На практике значения для лотков-склизов принимают в пределах 20-300.
Для уменьшения конечной скорости заготовки лотки выполняют из двух участков имеющие разные углы наклона (рис. 2.41.в) и сопряжённых по радиусу величина которого больше длины заготовки.
Рис. 2. 41 в
Угол наклона 1-го участка = 25-300. Угол наклона 2-го участка обязательно меньше угла первого участка и меньше угла трения.
С этой же целью дно лотка выполняют с разными коэффициентами трения на 1 и 2 участках (рис 2.41 г).
Рис. 2.41. г
Ширина коробчатого лотка определяется:
;
где: min – наименьшая длина заготовки
– ширина заготовки;
D – зазор;
f – коэффициент трения.
На прямых участках:
где d – диаметр или ширина заготовки; - длина заготовки
С – зазор между заготовкой и бортом.
Rл – радиус закрепления наружного борта.
Угловые лотки-склизы применяют для заготовок ориентированных при транспортировке вдоль оси. Для перемещения требуются большие силы чем в плоском лотке, следовательно угол наклона лотка должен быть больше. Стенки для деталей до 5 кг. Расположены под углом =450 для тяжёлых =600. Размер B= (0,6-0,8) d (рис. 2.42.)
Рис. 2.42. Угловые лотки.
Пазовые лотки-склизы (рельсовые лотки)- применяются для транспортирования деталей с бортом (рис. 2.43.).
Рис. 2. 43. Пазовые лотки- склизы.
В зависимости от угла наклона лотка и размеров заготовок угол! может быть разным. Если угол велик, то движение может происходить «в нахлёстку» для чего должно удовлетворятся неравенство:
Если заготовки двигаются соприкасаясь цилиндрическими головками, то угол d должен быть близок к нулю и g=a, что соответствует:
Для увеличения угла d следует уменьшать и m (51б) а для уменьшения m увеличивают S утолщением бортов лотка или скосов. Расстояние между опорными точками бортов лотка принимают в пределах:
Для уменьшения раскачивания деталей в лотках они снабжаются крышкой. Угол наклона лотка в пределах 30¸500. Проходимость лотка определяется:
Спиральные лотки – применяют для транспортирования заготовок типа “цилиндр с головкой” При проектировании определяют ширину B, радиусы r,R и шаг винтовой линии T (рис. 2.44.).
Центральный угол y определяется:
Рис. 2.44. Спиральные лотки.
Радиус внутренней окружности лотка r:
Ширина лотка B:
Радиус наружной окружности лотка R:
Шаг винтовой линии Т:
Условие перемещения детали по винтовой пов-ти лотка:
В приведённых выше выражениях (см. рис 52).
gmin – наименьшее значение угла наклона лотка;
Dmax – максимальный диаметр заготовки;
q – коэффициент учитывающий толщину дна лотка;
f – коэффициент трения качения.
Роликовые лотки – для транспортирования и накопления деталей между станками.
Сила сопротивления WS передвижения заготовки массой G в горизонтальных роликовых лотках складывается из:
- сопротивления качения заготовок по роликам под действием веса заготовки:
- сопротивление теряемое на разгон роликов и скольжения заготовки при разгоне: ;
- сопротивление из-за трения в цапфах роликов:
где: С – коэффициент. учитывающий, что не вся масса роликов расположена на его поверхности С =0,5¸0,9;
Gр – вес ролика;
z – число роликов на которые одновременно опирается заготовка;
l – путь заготовки, соответствующий z роликам лотка;
V – скорость равномерного движения заготовки;
dц – диаметр цапфы ролика;
Dр - диаметр ролика;
f – коэффициент трения в цапфах;
R – коэффициент трения на поверхности роликов.
Наименьший угол наклона наклонного лотка g при движении самотёком определяется из условия:
|
|
или
где w – коэффициент перемещения заготовки по роликам.
На практике g = 3¸50
Основные размеры роликов (рис 2.45.).
Рис. 2.45. Роликовые лотки.
где: L – длина заготовки
– шаг роликов.
Пневматические лотки – применяются для заготовок с гальваническим покрытием, и для заготовок из керамических, пластмассовых и резиновых материалов 9 (Рис. 2. 46).
Состоят из основания, боковых стенок.
В основании выполнен основной воздушный канал, а на поверхность основания выведена с определённым шагом пневматические отверстия позволяющие создавать между заготовкой и поверхностью пневматические подушку, что в свою очередь уменьшает трение перемещения заготовки, а следовательно и угол наклона лотка g.
Условие перемещения заготовки:
где P – нагрузочная способность воздушной подушки;
G – вес заготовки
Pа – атмосферное давление в системе
F – площадь опорной поверхности заготовки.
Диаметр отв. 0,5¸2 мм. Давление 1,5¸4 атм. Кол-во отверстий зависит от F для обеспечения P.
Рис. 2.46. Пневматический полусамотечный лоток.