Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте

Чрезвычайная ситуация (ЧС) − обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедст-вия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей. По природе происхождения различают: природная или техногенная ЧС.

Источником природной ЧС является опасное природное явление или процесс, причи-ной возникновения которого может быть: землетрясение, вулканическое извержение, оползень, обвал, сель, карст, просадка в лесовых грунтах, эрозия, переработка берегов, цу-нами, лавина, наводнение, подтопление, затор, штормовой нагон воды, сильный ветер, смерч, пыльная буря, суховей, сильные осадки, засуха, заморозки, туман, гроза, природ-ный пожар [4].

Техногенная ЧС − состояние, при котором в результате возникновения источника тех-ногенной ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормаль-ные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, нано-сится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде [5].

ЧС классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситу-ациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера мате-риального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов ситуаций. ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные [6].

Поражающие факторы источников техногенных ЧС классифицируют по генезису (происхождению) и механизму воздействия. Поражающие факторы источников техноген-ных ЧС по генезису подразделяют на факторы: прямого действия или первичные; побоч-ного действия или вторичные [7].

Первичные поражающие факторы непосредственно вызываются возникновением ис-точника техногенной ЧС. Вторичные поражающие факторы вызываются изменением объ-ектов окружающей среды первичными поражающими факторами.

Поражающие факторы источников техногенных ЧС по механизму действия подразде-ляют на факторы: физического действия; химического действия.

К поражающим факторам физического действия относят: воздушную ударную волну; волну сжатия в грунте; сейсмовзрывную волну; волну прорыва гидротехнических соруже-ний; обломки или осколки; экстремальный нагрев среды; тепловое излучение; ионизирую-щее излучение.

К поражающим факторам химического действия относят токсическое действие опас-ных химических веществ.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и ор-ганизаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуп-равления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложи-лась ЧС, под руководством соответствующих комиссий по ЧС.

Финансирование мероприятий по ликвидации ЧС проводится за счет средств организа-ций, находящихся в зонах ЧС, средств федеральных органов исполнительной власти, соот-ветствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

Восстановительные работы после аварий и крушений подвижного состава проводятся силами восстановительных поездов дирекции «Дорожные восстановительные средства» (ДорВС).

Крушение поезда − столкновение пассажирского или грузового поезда с другим поез-дом или подвижным составом, сход подвижного состава в поезде на перегонах и станции-ях, в результате которого погибли и (или) ранены люди, разбиты локомотив или вагоны до степени исключения из инвентаря, либо полный перерыв движения на данном участке превышает нормативное время для ликвидации последствий столкновения или схода под-вижного состава [5].

Железнодорожная авария − авария на железной дороге, повлекшая за собой поврежде-ние одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капи-тального ремонта и (или) гибель одного или нескольких человек, причинение пострадав-шим телесных повреждений различной тяжести либо полный перерыв движения на ава-рийном участке, превышающий нормативное время [5].

При авариях и крушениях с опасными грузами привлечение сил и средств единой госу-дарственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Се-веро-Западного и Центрального регионов осуществляется в обязательном порядке незави-симо от масштабов аварий и крушений (ЧС). Органы управления МЧС РФ организуют ликвидацию ЧС с опасными грузами своими силами с привлечением аварийно-спасатель-ных команд других министерств, ведомств, организаций РСЧС, а также восстановитель-ных поездов ДорВС.

Опасный груз − опасное вещество, материал, изделие и отходы производства, которые вследствие их специфических свойств при транспортировании или перегрузке могут соз-дать угрозу жизни и здоровью людей, вызвать загрязнение окружающей природной среды, повреждение и уничтожение транспортных сооружений, средств и иного имущества [5].

При возникновении ЧС с опасными грузами ликвидация последствий происшествий осуществляется согласно Плана взаимодействия сил и средств Октябрьской жел. дор. с Северо-Западным и Центральным и Региональными Центрами МЧС РФ.

Список литературы

1. ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ Средства защиты работающих. Общие требования и класс-сификация.

2. ГОСТ 12.4.026-01 ССБТ Цвета сигнальные и знаки безопасности. Разметка сигналь-нная.

3. ОСТ 32.4-76 Знаки безопасности на объектах железнодорожного транспорта.

4. ГОСТ Р 22.0.06-95 Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы.

5. ГОСТ Р 22.0.05-94 Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.

6. Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Утв. постановлением Правительства РФ от 13.09.96 г. №1094.

7. ГОСТ Р 22.0.07-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техноген-ных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров.

5. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

В соответствии со статьей 16 Федерального закона РФ «Об основах охраны труда в РФ» и статьей 215 Трудового кодекса РФ все машины, механизмы и другое производст-венное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, устано-вленным в РФ, и иметь сертификаты соответствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: