Работников железнодорожного транспорта

Большая часть контингента работников железнодорожного транспорта занята работой непосредственно на путях перегонов и станций. К особенностям работы на путях можно отнести: наличие путей с интенсивным разносторонним движением, протяженные тормоз-ные пути, ограниченное расстояние между осями смежных путей, а также подвижным составом и сооружениями, большая протяженность фронта работ при ограниченном обзо-ре, низкая освещенность рабочей зоны в темное время суток.

Одной из основных причин повышенной опасности труда на железнодорожном тран-спорте является необходимость работы в зоне, которая существенно ограничена габари-том подвижного состава. Целый ряд технологических операций, выполняемый дежурны-ми по стрелочным постам, составителями поездов, осмоторщиками и регулировщиками скорости движения вагонов, осуществляется в пределах поперечного очертания подвиж-ного состава. При выполнении служебных обязанностей работниками некоторых профес-сий приходится многократно пересекать пути.

Условия труда во многом зависят от определения безопасных рабочих зон, что особен-но важно на железнодорожном транспорте, где труд целого ряда профессий характеризу-ется повышенной опасностью. Рабочая зона считается опасной, если в ее пределах возмо-жно воздействие на работника опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ).

Порядок определения безопасных рабочих зон рассмотрим на примере станционных работников. На станциях рабочие места персонала, занятого обработкой составов, раполо-жены в междупутье. Для предупреждения несчастных случаев очень важно, чтобы разме-ры рабочей зоны обеспечивали безопасное выполнение всех технологических операций. Размеры рабочей зоны определяются исходя из условия безопасности работников.

Исследованиями установлено, что рабочая зона в междупутье определяется в основ-ном размерами тела человека в исходной рабочей позе А, мм, отклонением тела за габарит исходной рабочей позы при выполнении трудовых операций D1 и D2, мм, и углом α, º, ха-рактеризующим ориентацию работника относительно оси пути (Рис. 1).

Рис. 1. Схема рабочей зоны в междупутье:

а – при проходе вдоль путей; б – при встрече поезда с сигналами в руке

Ширина рабочей М, мм, зоны в плоскости, перпендикулярной оси пути, может быть определена из следующей зависимости:

М = (D1 + А + D2) cos α. (1)

Если размах отклонений D1 + D2 обозначить через D, то:

М = (А + D) cos α. (2)

Экспериментально установлено, что случайные величины А, D и α подчиняются зако-ну нормального распределения, что позволяет находить расчетную ширину рабочей зоны, задаваясь определенной вероятностью того, что в процессе работы выход какой-либо час-ти тела работника за границу установленной зоны будет практически невозможным собы-тием при условии соблюдения правил безопасности. Аппроксимирующее нормальное рас-пределение ширины безопасной зоны приведены в таблице 3.

Таблица 3

  Технологическая операция Математическое ожидание Е (М), мм Среднее квадратическое отклонение σМ,мм
Проход по междупутью Встреча поезда с сигналом в руке Техническое обслуживание стоящих вагонов Безотцепочный ремонт вагонов Расцепка вагонов вручную Подача ручных сигналов при маневрах Укладка тормозных башмаков с помощью вилки Проезд на подножке вагона    

Безопасная зона должна определяться из условия наименьшего допустимого расстоя-ния работающего до границ опасной зоны. Допустимые расстояния должны выбираться с учетом рабочей позы, используемого инструмента и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: