Освещение открытых территорий, станционных путей и искусственных сооружений железнодорожного транспорта

Освещенность открытых территорий, станционных путей и искусственных сооруже-ний железнодорожного транспорта нормируется независимо от вида источника света в ос-ветительных приборах. Минимальные нормы освещенности на объектах железнодорожно-го транспорта регламентируются ОСТ 32.120-98 [5].

Современные ОП железнодорожных станций и других территорий характеризуются разнообразием применяемых ОП, ИС и способов освещения. Мощные дуговые ксеноно-вые ИС используются в ОП, которые заменяют прожекторы заливающего света с лампами накаливания. Успешно применяются галогенные лампы накаливания мощностью от 1 до 10 кВт, разрядные лампы высокого давления типа ДРЛ и ДРИ.

Необходимо отметить, что применение натриевых ламп высокого давления, имеющих желтый спектр излучения, для наружного освещения объектов железнодорожного транспор-та не допускается, так как это может привести к ошибочному восприятию сигнала желто-го света.

Выбор типа ОП для освещения конкретной территории является важным вопросом. Неправильное применение светильников и прожекторов приводит к увеличению установ-ленной мощности, неудовлетворительному светораспределению, и следовательно к увели-чению эксплуатационных расходов ОП.

В практике проектирования осветительных установок железнодорожных территорий используются следующие модификации расчетных методов:

точечный аналитический метод по заданной силе света в направлении расчетной точ-ки. Этот метод целесообразно применять при расчете освещенности от одиночного ОП;

точечный аналитический метод с использованием графиков условной освещенности для одиночных ОП или группы прожекторов, установленных «веером» или «в ряд». Этот метод удобно применять при наличии справочных материалов с графиками условных ос-вещеностей для конкретных типов ОП;

точечный метод с использованием ЭВМ – это практически единственный рациональ-ный метод при необходимости расчета освещенности в большом количестве контрольных точек;

метод компоновки изолюкс (графоаналитический); рекомендуется при небольшом ко-личестве ОП с одинаковыми параметрами при условии наличия графического изображе-ния изолюкс на уровне рабочей поверхности в зависимости от типа ОП и высоты его уста-новки.

На железнодорожном транспорте методы расчета освещенности в заданной точке применя-ют при проектировании ОУ для пассажирских платформ, территорий железнодорожных стан-ций, контейнерных площадок и других объектов. Целью таких расчетов при выбранном способе ос-вещения, а следовательно и известной высоты расположения ОП от освещаемой поверхно-сти, а также наименьшей нормируемой освещенности является:

выбор типа ОП и ИС к нему;

определение (намечается до расчета) количества ОП и основных параметров их уста-новки (угол наклона в вертикальной плоскости, угол между оптическими осями смежных прожекторов в горизонтальной плоскости, расстояние между ОП при установке их в ряд);

определение расстояния между опорными конструкциями ОП (осветительными мачта-ми, опорами, порталами, жесткими попереченами).

Схема расчета освещенности от «ряда» прожекторов в точке «А» представлена на

рис. 3.

Примеры расчета освещенности точечным методом, используя различные его модифи-кации, детально рассмотрены в светотехнической литературе [4, 6].

Отношение наибольшей освещенности открытых территорий к ее наименьшему значе-нию установлено не более 15:1.

Показатель ослепленности на железнодорожных станциях не должен превышатъ зна-чения Р< 800.

Железнодорожные объекты и территории с учетом специфики их освещения делятся на две группы:

I парки станций (сортировочные, участковые, пассажирские), где большая часть пу-тей занята подвижным составом;

II территории, не занятые постоянно подвижным составом (горб и спускная часть сор-тировочной горки, горловины парков, зоны стрелочных переводов, вытяжные пути, от-крытые грузовые склады, пассажирские платформы и т.п.).

По I-I

Рис. 3. Схема расчета освещенности в точке А от «ряда» прожекторов

В – расстояние между смежными ОП, м; П ширина путевого развития, м;

Д– расстояние между попереченами, м; вМ ширина междупутий, м;

L– полезная длина приемоотправочных путей, м.

Специфика освещенности железнодорожные территории организация освещения: де-централизованным или централизованным способом.

Децентрализованный способ освещения применяется для освещения междупутий и тер-риторий I-й группы, когда ОП рационально рассредоточены по освещаемой площади. При этом ОП располагаются на: жестких поперечинах для подвески контактной сети, высота 12 м; гибких поперечинах, высота 17 м; металлических порталах на железобетонных опо-рах, высота 15 м; металлических порталах на железобетонных опорах, высота 28 м; цеп-ной подвеске длиной 260 м, высота 7 м; гибкой поперечине для установки ОП на высоте

7 м.

Децентрализованный способ обеспечивает хорошее качество освещения (коэффициент затемнения 0,26÷0,30), но требует дополнительных затрат на устройство настилов, лестниц, ограждений для технического обслуживания и ремонта ОП. Экономически выгоден этот спо-соб на электрифицированных или подлежащих электрификации в ближайшие годы станци-ях. Подвеску ОП над осями междупутий на гибких поперечинах целесообразно применять в тех случаях, когда можно обслуживать ОП из междупутий с передвижной телескопии-ческой вышки. Кроме того, при использовании конструктивных элементов контактной се-ти для устройства децентрализованного освещения необходимо обеспечить безопасность персонала при техническом обслуживании и ремонте ОП путем снятия напряжения с кон-тактной сети.

Централизованный способ освещения применяется для освещения территорий II-й группы. При этом ОП сконцентрированы в нескольких точках территории на осветитель-ных опорах и мачтах различной высоты. Централизованный способ размещения ОП удо-бен в эксплуатации, так как не зависит от технологии станции. Для технического обслу-живания и ремонта ОП мачты и опоры имеют специальные устройства. Недостаток этого способа низкое качество освещения, коэффициент затемнения составляет 0,35÷0,70.

Список литературы

1. ГОСТ Р 12.4.013-97 ССБТ Очки защитные. Общие технические условия.

2. СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение.

3. Справочная книга по светотехнике / Под ред. Ю.А. Айзенберга М.: Энергоатомиз-дат, 1995. 472 с.

4. Справочная книга для проектирования электрического освещения / Г.М. Кнорринг,

И.М. Фадин, В.Н. Сидоров 2-е изд., пер. и доп. – СПб: Энергоатомиздат, 1992. – 448 с.

5. ОСТ 32.120-98 Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного тран-спорта.

6. Дегтярев В.О., Корягин О.Г., Фирсанов Н.Н. Осветительные установки железнодо-рожных территорий. – М.: Транспорт, 1985. – 150 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: