Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Органы исполнительной власти как субъекты административного права: понятие, характерные черты и принципы их деятельности




ОИВ – юридически и организационно обособленный орган госвласти, наделенный государственно-властными полномочиями для осуществления задач и функций государства в различных сферах жизни общества.

Характерные черты:

- каждый госорган является составной частью единой системы органов госвласти РФ.

- государственно-властные полномочия присущи всем органам исполнительной власти

- каждый орган ИВ образуется в установленном законом порядке

- каждый госорган действует в установленном государством порядке.

1. Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти. Он обусловлен государственным устройством России.

В юридическом смысле принцип федерализма проявляется в следующем:

а) компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяется на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектов;

б) конституцией РФ регламентируется соотношение правовых актов органов исполнительной власти и её субъектов;

в) одна из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - административный договор (федеральный орган исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ).

2. Принцип законности проявляется в том, что все его органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.

3. Принцип сочетания централизации и децентрализации оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Он подразумевает централизацию, т.е. сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти, но в то же время закрепление предметов ведения и полномочий за конкретным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательство вышестоящих органов (децентрализация).

Авторы, составляющие учебную литературу, этот список значительно расширяют.

Помимо уже вышеуказанных выделяются такие принципы, как:

1. Самостоятельность органов исполнительной власти. Данный принцип вытекает из статьи 10 Конституции РФ, по которой «органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Он выражается в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов двух других ветвей власти.

2. Единство системы органов исполнительной власти. Данный принцип означает то, что все органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти.




3. Принцип экономичности подразумевает экономию средств в сфере государственного управления.

Существует также ещё ряд действующих принципов: народовластие, гласность, обеспечение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, ответственность.

Система органов исполнительной власти Российской Федерации.

Система органов исполнительной власти достаточно разнообразна, и, соответственно, различны критерии, по которым действующие органы исполнительной власти могут быть классифицированы:

1. По территориальному масштабу деятельности:

− федеральные органы исполнительной власти;

− органы исполнительной власти субъектов РФ.

2. По порядку образования:

− органы, формирование которых отнесено к ведению РФ (федеральные органы исполнительной власти, включая их территориальные органы);

− органы, формирование которых отнесено к ведению субъектов РФ.

3. По характеру компетенции:

− органы общей компетенции (осуществляют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по основным вопросам их деятельности);

− органы отраслевой компетенции (осуществляют свои функции в отношении порученных им сфер отраслевой деятельности);

− органы межотраслевой компетенции (по порученной им сфере деятельности координируют деятельность иных исполнительных органов);

− органы специальной компетенции (осуществляют различного рода разрешительные, контрольные, надзорные и регулятивные функции в различных сферах управ- ленческой деятельности).



4. По порядку разрешения подведомственных вопросов:

− коллегиальные;

− единоначальные.

5. По способу создания:

− образуемые в установленном порядке;

− выборные.

6. По организационно-правовой форме:

− правительства;

− министерства;

− службы;

− агентства;

− администрации и мэрии;

− департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы – структурные подразделения органов исполнительной власти или самостоятельные органы управления в субъектах РФ.

Высшим органом исполнительной власти в РФ является Правительство РФ.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, – постановлением Правительства Российской Федерации.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной? границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет на срок не более пяти лет.





Дата добавления: 2015-02-24; просмотров: 7397; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10062 - | 7727 - или читать все...

Читайте также:

  1. A. Игра «Органы чувств человека»
  2. B. Вспомогательные органы глаза
  3. Cубъекты административного права: понятие, характерные черты и принципы их деятельности
  4. D) Структурированный по областям ответственности перечень задач деятельности
  5. I. Общие положения. Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти
  6. I. Сущность и значение стадии возбуждения уголовного дела; должностные лица и государственные органы, имеющие право возбудить уголовное дело
  7. I. Сущность, значение, общие черты апелляционного и кассационного производств. Отличие апелляции от кассации
  8. I.2. ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ, СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
  9. II 6.3. Освоение деятельности. Навыки
  10. II. 6.1. Определение понятия деятельности
  11. II. 6.4. Основные виды деятельности и их развитие у человека
  12. II. 8. 3. Виды речевой деятельности


 

18.232.99.123 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.