Основные принципы организации и деятельности
Принципы – это основные, исходные положения, особенности в устройстве системы органов исполнительной власти.
Проблему основных принципов организации и деятельности исполнительных органов государственной власти следует рассматривать с позиции их соотношения с субъектами иных ветвей единой государственной власти, федерализма, законности, ответственности.
1. Самостоятельность органов исполнительной власти. Главным и принципиальным здесь является то, что в рамках разделения властей органы исполнительной власти самостоятельны. Они не находятся в организационном подчинении у законодательной власти, имеют собственное функционально-компетенционное выражение. Исполнительная власть тесно взаимодействует с двумя другими ветвями власти.
Следует отметить некоторые особенности проявления самостоятельности органов исполнительной власти. Это прежде всего значительный объём президентского влияния на организацию и деятельность этих органов, а также недостаточно развитый институт парламентского контроля за ними.
2. Единство системы органов исполнительной власти. Согласно ч.2 статьи 77 Конституции РФ, одним из принципов современной организации и деятельности органов исполнительной власти является то, что в пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Однако на практике имеют место отходы от требований данного принципа, поскольку современное решение вопроса об управленческой вертикали на территории субъектов РФ предполагает создание федеральными органами исполнительной власти своих территориальных органов, действующих автономно по отношению к одноимённым исполнительным органам субъектов РФ.
3. Федерализм. Находит своё закрепление в Конституции РФ, согласно которому, федеративное устройство РФ основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении народов.
Статья 71 Конституции РФ к ведению РФ относит:
- принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов, контроль за их соблюдением;
- федеративное устройство и территория РФ;
- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство;
- формирование системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
- федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы;
- внешняя политика и международные отношения РФ и т.д.
Статья 72 Конституции РФ определяет предметы ведения, отнесённые к совместному ведению РФ и её субъектов:
- обеспечение соответствия конституций, законов, уставов и иных нормативно- правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам;
- защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
- разграничение государственной собственности;
- общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
- координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение и т. д.
К предметам ведения субъектов РФ отнесено:
- определение системы органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности;
- принятие законов и иных нормативно-правовых актов;
- осуществление полномочий, переданных им федеральными органами и т.д.
На основе изложенного о соотношение компетенции РФ и её субъектов можно сделать следующие выводы:
а) к ведению РФ отнесено решение основных вопросов организации государственного управления на федеральном уровне;
б) к ведению субъектов Федерации отнесено решение вопросов организации государственного управления на региональном уровне.
4. Законность. Один из ведущих принципов организации и деятельности органов исполнительной власти. Проявляется в том, что все органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать законы и Конституцию РФ, (ст. 76 Конституции РФ), где сказано, что законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае их противоречия, действует федеральный закон.
5. Принцип экономичности. Необходимо учитывать, что расходы на содержание механизма реализации исполнительной власти, будучи по своей природе непроизводительными, отягощают государственный и региональные бюджеты, а неоднократно проводившиеся перестройки системы и структуры федеральных органов исполнительной власти положительного результата не приносят. Огромная армия чиновников тяжёлым бременем ложится на бюджет государства.
6. Принцип сочетания централизации и децентрализации. Централизация – это сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов исполнительной власти (ст.73 Конституции РФ). Децентрализация – означает закрепление предметов ведения и полномочий за органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны высших органов.
7. Учёт особенностей управляемых объектов. Это принцип управления, учитывающий современные особенности сферы государственного управления, где наряду с государственными объектами функционирует множество негосударственных, в основном коммерческих и частных структур. На этой основе в механизме реализации исполнительной власти происходит отбор различных методов управляющего воздействия.
8. Гласность предполагает широкое обнародование через средства массовой информации процесса и результатов работы органов исполнительной власти.
9. В числе действующих принципов называются и иные, такие как: народовластие, обеспечение прав и свобод человека и гражданина; ответственность.
Народовластие. В ч.1 ст. 3 Конституции РФ закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ.
Обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2 Конституции РФ).
Ответственность. Необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки. Ответственность бывает: дисциплинарная, административная, уголовная и гражданская.