Сущность и область применения метода единичных расходных ставок при расчете себестоимости, перевозок грузов и пассажиров

Метод расходных ставок по сравнению с методом определения себестоимости перевозок по статьям номенклатуры затрат менее точный, но значительно сокращает объем счетной работы, так как по некоторым статьям расходы определяются по одним и тем же измерителям. Так, расходы по содержанию локомотивных бригад, работающих на специальных маневровых локомотивах, рассчитываются по измерителю «Маневровые локомотиво-часы» и по этому измерителю определяют расходы на отопление маневровых локомотивов, их ремонт, смазку, амортизацию, экипировку, на содержание станционного штата, занятого маневрами, и т.д.

Расходы по деповскому ремонту грузовых вагонов рассчитываются пропорционально затрате вагоно-часов. От величины этого измерителя существенно меняются и амортизационные отчисления по грузовым вагонам.

Для уменьшения счетной работы во многих случаях целесообразно предварительно" сгруппировать расходы, определяемые одинаковым способом с применением одного и того же измерителя, рассчитать по группе затрат расходную ставку на единицу соответствующего измерителя и в дальнейших расчетах пользоваться расходными ставками но группам расходов, а не по каждой статье.

Данный метод наиболее широко применяется в технико-экономических расчетах.

1. Предварительная работа (собственно расчет расходных ставок)

а) зависящие от размеров пер-ок.

Расходы рассматриваемой дороги распределяются на ряд групп, зависящих от того или иного измерителя и изменяющихся при прочих равных условиях пропорционально выбранному измерителю.

б) расходы каждой группы суммируются, при этом к расходам основным специфическим добавляются расходы основные общие процентом от з.п. осн. специф-их расходов.

в) устанавливается в-на измерителя, выбранного для расчета расходов опред. группы.

г) делением расходов опред. группы (п.б) на в-ну измер-ля для данной группы расходов (п.в) нах-ся расходная ставка на ед. измер-ля.

2. Основная работа, т.е. опред-е эксплуат. расходов и с/с пер-ок:

а) выявляются особенности конкр. пер-ок и кач-ые пок-ли работы.

б) на основе выявленных особенностей расчитывается в-на каждого калькуляционного измерителя для конкр. условий пер-ки.

3. Умножение расходных ставок (п.1) на в-ну соответ-го калькуляционного измерителя для конкретных условий пер-ок, находится в-на зависящих расходов, приходящихся на рассматриваемые пер-ки. При этом расходные ставки, в случае необх-ти можно корректировать.

4. Для получения общей суммы расходов к каждой выделенной группе или в целом ко всем выделенным группам добавляются условно-пост. расходы, приходящиеся на рассматриваемые пер-ки. Эта в-на обычно рассчитывается % к расходам зависящим от объема пер-ок.

5. Просуммировав все расходы и поделив эту S на объем конкретных пер-ок получают их с/с в общем виде.

При использовании метода расходных ставок важное значение имеет выбор измерителей для расчета зависящих от объема пер-ок расходов.

В ряде случаев расходы конкретной статьи зависят не от одного, а от нес-ких измерителей из кот. нужно выбрать один, наиболее полно отражающий природу расходов данной статьи. В нек-рых случаях это сделать можно путем логического анализа, а иногда требуется проверка с помощью матемт. методов. В этих случаях обычно исследуется корреляционная зависимость измерителя и расходами на основе данных отдельных дорог обязательно за один и тот же период.

В результате сложившейся практики на эксплуатируемых ж.д. пользуются 10 измерителями для определения с/с грузовых и пассаж. пер-ок.

3 измерителя учитывают расходы, связанные с пробегом ваг, лок. и объемом работы в ткм-бр. (SnS- ваг-км; SMS- лок-км; SPlбрв, л- ткм-бр)

SnH- ваг-ч; SNh- бр-ч; SMH- лок-ч; SMh- бр-ч лок.бр.; SMHман- лок-ч ман.)

Отличие метода расходных ставок от метода непосредственного расчета заключается в следующем:

1). На калькуляционные измерители относят только переменные расходы

2). Предварительно перед расчетом расходных ставок переменные расходы, по разным статься номенклатуры, связанные с изменением того или иного измерителя, группируются, т.е. на каждый калькуляционный измеритель относятся расходы одной и более статей номенклатуры.

3). Для конкретных условий затраты калькуляционных измерителей, как правило рассчитываются на 1000 тонн-км нетто, либо на 10 тонно-км нетто.

4). Учет условно-постояных расходов при определении полной себестоимости перевозок производится по-разному:

- учитываются в проценте от величины переменных расходов

-учитываются постоянной величиной в расчете на 1000 тонно-км нетто

-учитываются постоянной величиной на единицу какого-либо объемного измерителя работы железнодорожного транспорта

При использовании метода единичных расходных ставок, для более точных результатов, вводят дополнительные калькуляционные измерители, например, для учета расходов на ремонт и техническое обслуживание локомотивов дополнительно может быть введен следующий измеритель: тонно-км механической работы локомотива по преодолении силы сопротивления движения поездов.

Для учета технической особенности организации перевозок может быть изменен порядок расчета затрат калькуляционных измерителей( при перевозке груза отправительским маршрутом не учитывается вагоны – часы простоя под техническими операциями с переработкой в пути следования).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: