Методы определения себестоимости перевозок

Ж.д. транспорт представляет собой особую отрасль материального пр-ва, продукция которой не имеет новой веще­ственной формы. Специфика и сложность перевозочного процесса, не­обходимость четкого взаимодействия каждого элемента производствен­ного процесса оказывают влияние на состав и структуру эксплуатац. расходов тр-та и придают величине с/с-ти пере­возок как комплексному показателю особо важное значение.

19.1.) Значение с/с: С/с является важнейшим обобщающим показателем, характеризующим экономич. сторону деят-сти предприятия. В ней отражается качество всей работы:

· состояние технической осна­щенности,

· степень использования основных средств,

· повышение про­изводительности труда,

· внедрение новых прогрессивных технологий,

· уровень применяемых нормативов затрат всех видов ресурсов,

· кадро­вая политика,

· качество управленческого труда,

· и другие харак­теристики и показатели работы предприятия.

С/с продукции = денежное выражение затрат предприятия на ее производство и реализацию продукции. Про­дукцией ж/д тр-та является перевозка, а ви­дами продукциигрузовые и пассажирские перевозки, перевозки по видам тяги, сообщений, категориям поездов, операциям пере­возочного процесса, по типам вагонов, родам грузов и т. д.

С/с этих видов продукции различна. Она рассчитывается де­лением расходов, относящихся к определенному виду продукции, на количество единиц этого вида продукции.

С/с ж.д. перевозок рассчитывается на трех уровнях управления: в отделениях дорог, на ж/дорогах и в целом по сети ж/до­рог, коп./10 единиц продукции.

С/с грузовых перевозок для отделения дороги рассчитывается на 10 т-км нетто эксплуатационных, а для дороги и сети – на 10 т-км нетто тарифных. Т-км нетто тарифные – это т-км, выполненные по кратчайшему расстоянию, эксплуатационные – по фактически пройденному расстоянию. Эксплуатационные т-км нетто больше тарифных т-км нетто на коэффициент разрыва.

С/с перевозок = величина эксплуатац. расходов, приходящихся на единицу продукции, которая определяется делением экс­плуатац. расходов на сумму т-км и пасс-км (приведенные т-км). С = åЕ / åPLприв

åЕ=эксплуатац.расходы по перевозке грузов, пассажиров багажа и почты, опр-ся в соответствие с «Номенклатурой расходов ж/д тр-та»;

å PLприв =измеритель продукции ж.д. транспорта=п риведенные т-км =сумма т-км и пассажиро-км. å PLприв =PLгруз + PLпасс

åE = Езав + Еу-п

Езав= расходы, зависящие от объема перевозок.

Еу-п= условно-постоянные или независящие расходы от объема перевозок.

К зависящим расходам = расходы, которые при изменении (росте) объема перевозок (при прочих неизменных условиях – ценах, нормах расхода ресурсов и т.д.) меняются прямо пропорционально объему перевозок и непосредственно связаны с выполнением перевозочного процесса. Это расходы по содержанию локомотивных бригад, по организации подвижного состава, по ТР, по ТО, расходы по маневровой работе и др.

К условно-пост.расходам =расходы, которые при изменении (росте) объема перевозок, но при наличии резервов пропускной, провозной и перерабатывающей способности ж/дорог и при неизменных КПИПС остаются постоянными. Это расходы на содержание, ремонт и амортизацию крупных технических средств и объектов (зданий, сооружений).

Средняя с/с ж.д. перевозок определяется на 10 приведенных т-км.

· С/с приведенных т-км в 1999 г. составляла 94,17 коп./10 т-км, в т.ч. с/с грузовых перевозок - 76,2 коп./10 т-км, пассажир­ских - 242,4 коп./10 пасс.-км.

· С/с грузовых перево­зок при электрич. тяге – 66,7 коп., тепловозной – 112,07 коп.;

· С/с пассажирских перевозок во всех видах сообщения при электротяге составляла 231,33 коп., при тепловоз­ной - 345,58 коп., в электросекциях - 195,69 коп., в дизель-поез­дах - 371,338 коп./10 пасс.-км.

С/с перевозок включена в механизм регулирования экономических взаимоотношений между предпри­ятиями ж/д транспорта и пользователями его ус­луг, между отраслью и государством, в систему налогообложения. Состав затрат, включаемых в настоящее время в с/с перевозок, значительно расширен. Переход к рыночным отношениям вызвал появление новых групп расходов. Наиболее крупными учеными, которыми разработаны специальные расчетные методы, являлись профессора Михальцев Е.В., Чудов А.С., Орлов В.Н., Абрамов А.П., Беленький М.Н., Шульга A.M.

В 2003 г. была утверждена новая «Номенклатура расходов ж.дорог», которая отвечает основным экономическим проблемам реформирования ж/дорог. В новой номенклатуре с/с перевозок рассчитывается по расходам, связанным с основной деятельностью. Расходы по подсобно-вспомогательной деятельности по погрузке и выгрузке, подвозу и вывозу грузов к станциям в с/с-ть перевозок не включаются. В с/с-ти перевозок учитываются только расходы магистрального ж.д. тр-та.

19.2.) Расчетные методы определения с/с-ти перевозок в конкретных условиях:

1. Метод непосредственного расчета с/ст-ти (по отдельным статьям номенклатуры расходов) закл-ся в последовательном рассмотрении расходов каждой статьи и выделении из нее части расходов, которую нужно отнести на данные перевозки. Этот метод используется при планировании расходов (по статьям номенклатуры), отдельно по специальным расходам, по общим расходам и по общехозяйств. расходам. Метод используется в решении тех задач, кот. требуют точных результатов, при условии возможности автоматизированного расчета.

2. Метод прямого расчета по элементам затрат. Этот метод применяется с первым методом при решении использования с/с конкретных перевозок. Область использования этого метода выбирается характером решения задач. Например, нужно определить расходы по аренде маневрового локомотива для установления расчетной цены. Для этого нужно рассчитать з/пл по этому локомотиву, рассчитать топливо на маневровую работу (устанавливается норма топлива, амортизация по цене и по квоте).

3. Метод единичных расходных ставок. Этот метод наиболее широко применяется в технико-экономич.расчетах. Единичная расходная ставка =зависящие расходы, приходящиеся на единицу калькуляционного (расчетного) измерителя. Расходные ставки рассчитываются по среднедорожным данным путем группировки зависящих расходов по отдельным измерителям и делением этих расходов на величину соответствующего измерителя. Этот метод простых расчетов, т.к. система измерителей не значительна (от 4 до 11 калькуляционных измерителей). Этот метод лежит в основе метода укрупненных расчетных ставок, а также в основе метода коэффициента влияния.

4. Метод укрупненных расходных_ставок. Это практически стоимостные нормативные оценки эксплуатац. деятельности. Укрупненная расходная ставка =зависящие расходы, приходящиеся на единицу измерителя эксплуатац.работы (на 1 поездо-км, на 1 лок-км одиночного следования, на 1 поездо-час, на 1 лок-час простоя одиночного локомотива, на 1 час маневровой работы). Область использования метода= оценка качества эксплуатац. работы ж.дорог (объемных показателей работы и КПИПС).

5. Метод коэффициентов влияния основан на установлении непосредственной зависимости между эксплуатационными расходами (с/с-тью перевозок) и влияющими на них факторами. Применяется для определения изменения с/ст-ти перевозок и эксплуатационных расходов при изменении КПИПС. Основным преимуществом метода является простота результативных расчетов, но при этом приходится проделывать трудоемкие расчеты коэффициентов влияния. На основе метода расходных ставок выводится формула зависимости себестоимости от каждого показателя в отдельности и на ее основе устанавливается степень влияния конкретного показателя при среднедорожном (среднесетевом) его значении на с/ст-ть перевозок. Это приближенный метод, т.к. коэф-ты влияния рассчитываются для средних условий перевозок.

6. Метод коэффициента корректировки среднедорожной с/с перевозок.

7. Метод удельных весов расходов. Последние два метода являются методами приближенного расчета корректировки среднедорожной с/с перевозок.

***Сущность = текущие расходы

С/с-ть = С + В + DМ = ср-ва пр-ва + з/плата + прибавочная ст-ть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: