Нормирование заключается в том, чтобы нормы, по к-ым рассчит-ся ресурсы, были экономически обоснованными

Планирование эксплуатационных расходов железных, дорог производится по однородным видам затрат, т.е. по экономическим элементам. Наибольший удельный вес в эксплуатационных расходах ж.д. транспорта занимают расходы по оплате труда.

1. Фонд оплаты труда (ФОТ) планируется, исходя из лимита численности персонала, занятого на перевозках, и среднемесячной заработной платы. Численность работников по перевозкам рассчитывается с учетом задания на рост производительности труда тремя способами:

· по объему работы и нормам выработки или нормам времени;

· по числу производственных объектов и нормам затрат труда на один объект;

· по числу хозяйственных единиц и штатным расписаниям.

Размер среднемесячного заработка устанавливается, исходя из принятых на предприятии форм, систем условий оплаты труда различных профессий, доплат и премий.

ФОТ представляет собой произведение среднемесячного заработка на контингент работников. При этом рассчитывают явочную численность работников и численность работников, находящихся в отпусках и выполняющих государственные и общественные обязанности. Выплаты работникам за дни болезни не входят в фонд заработной платы, т.к. они производятся из фонда социального страхования. Также не включаются в фонд заработной платы компенсации за неиспользованный отпуск, командировочные, единовременные премии, премии за изобретения и технические усовершенствования.

2. Отчисления на социальные нужды планируются по установленным законодательством нормам страховых взносов, в процентах от ФОТ. Общий размер отчислений на социальное, медицинское страхование, в фонд занятости и пенсионный фонд и на дополнительную заработную плату составляет 40% от ФОТ контингента работников с учетом замещения их на отпуска.

В расчетах численности эксплуатационного контингента предусматривается его сокращение за счет внедрения новой совершенной техники, автоматизированной системы управления, прогрессивных технологий, совершенствования системы мотивации труда, методов планирования контингента и оценки качества управления персоналом.

3. Расходы на материалы, топливо, электроэнергию рассчитывают по величине этих видов ресурсов, необходимой для выполнения планируемого объема перевозок (видов работ и услуг), и цене единицы соответствующего ресурса. Количество ресурсов определяется разными способами:

· по объему работ и нормам затрат на единицу соответствующего измерителя. Этот способ является основным, им определяют расходы топлива и электроэнергии на тягу поездов, расход материалов на эксплуатацию и ремонт подвижного состава и др.;

· по потребному контингенту отдельных групп работников и нормам на одного работника (расходы по спецодежде, суточные, командировочные и др.);

· по количеству оборудования, устройств и нормам затрат на каждую единицу (расходы на текущее содержание пути, отопление, освещение зданий и т.д.);

· по числу линейных предприятий и укрупненным нормамзатрат ресурсов на каждое из них (общехозяйственные расходы).

При расчете расходов на топливо и электроэнергию для тяги поездов объем работы выражается в различных измерителях: т-км брутто вагонные, лок-во-км линейного пробега, лок-во-часы простоя в рабочем состоянии (условный пробег). Нормы расхода топлива (электроэнергии) на единицу измерителя устанавливаются соответственно на 10000 т-км брутто; на 100 лок-во-км линейного пробега, на 1 час простоя. При этом средняя норма на тягу поездов рассчитывается на 104 т-км брутто вагонных. Величина расходов на топливо и электроэнергию зависит от цены 1 т условного топлива и 1 кВт-ч электроэнергии, которые существенно различаются по дорогам и регионам страны и принимаются по действующим тарифам на топливно-энергетические ресурсы.

Резервом сокращения расходов на топливо и электроэнергию для тяги поездов является повышение качества эксплуатационной работы, совершенствование технологических процессов и улучшение КПИПС.

4. Материальные затраты планируют по объему работы подвижного состава и нормам расхода на единицу работы, по контингенту отдельных групп работников и нормам затрат на одного человека.

Основной путь сокращения расходов на материалы закл-ся в повышении качества эксплуатационной и ремонтной работы, производительности труда, высокоэффективной технологии работы и прогрессивных норм расхода материалов, снижении цен на них.

5. Амортизационные отчисления планируются, исходя из среднегодовой стоимости основных средств и норм отчислений на их полное восстановление. Нормы расходов па амортизацию установить сложно. Годовые амортизационные отчисления зависят от первоначальной (балансовой) стоимости Цб, срока службы Т, величины остаточной (ликвидной) стоимости оборудования Цл и расходов по се реализации Ер. Фактическая величина амортизационных отчислений определяется по формуле:

Ефам = (Цб-Цл+Ер)/Т

Отношение годовых амортизационных отчислений к полной стоимости основных средств, %, называют нормой амортизационных отчислений или квотой на амортизацию:

qам=(Еам/Цб)-100

Если остаточная стоимость оборудования невелика, то: qам= 1/Т-100.

Квоты на амортизацию устанавливаются по всем видам технических средств транспорта и рассматриваются при изменении экономически обоснованных сроков службы, а также в периоды оценки основных фондов.

В настоящее врем износ основных фондов ж/дорог составил около 50%, более 30% технических средств выработали свой ресурс. Эти данные свидетельствуют о необходимости крупных инвестиций в ж/дороги России. В значительной мере инвестиции должны обеспечиваться ростом амортизационного фонда за счет приведения стоимости основных средств к рыночной, применения различных форм начисления камортизации, а также привлечения других источников средств.

24.2.) Пути снижения себестоимости перевозок. Пути снижения издержек:

1. обновление техники (ОФ сильно изношены, поэтому падает произв-ть труда.
Наибольшая необходимость - в обновлении ОФ по инфраструктуре);

2. снижение эксплуатац. расходов за счет нормирования и снижения затрат;

3. повышение пр-ти труда за счет увеличения объема работы ил снижения контингента
(но контингент в условии изношенности. ОФ снизить очень сложно);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: