Дополнительно: (можно просто прочитать)

Для решения многих вопросов, связанных с оценкой эффективности технологических резервов, введения новой техники, реконструктивных, организационных и других мероприятий, для принятия управленческих решений необходимо знать характер и степень зависимости себестоимости перевозок от каждого качественного показателя использования подвижного состава в отдельности. Эту зависимость можно установить, используя метод единичных расходных ставок. Для получения формулы зависимости себестоимости перевозок от каждого показателя использования подвижного состава следует интересующий нас показатель принять за переменную величину, считая все остальные показатели неизменными, равными средним для данной дороги величинам, и определять обычным способом расходы, связанные с каждым калькуляционным измерителем. В результате суммирования всех групп расходов выводят формулу зависимости себестоимости перевозок от данного показателя использования подвижного состава.

Условно-постоянные расходы при изменении качественных показателей не изменяются. Их величину для рассматриваемых вариантов анализа определяют умножением части себестоимости, состоящей из условно-постоянных расходов, на 1000 ткм или на 1000 пассажиро-км.

Так как условия перевозок и их технико-экономическая характеристика существенно различается по вариантам анализа, по грузовым и пассажирским перевозкам, а в каждом из них – и по видам тяги, то формулы зависимости себестоимости перевозок от одного и того же качественного показателя также будут неодинаковыми для этих рассматриваемых условий.

Методика определения формул зависимости себестоимости перевозок от каждого из качественных показателей использования подвижного состава едина по видам перевозок, видам тяги, вариантам анализа. Различаются лишь условия перевозок, информационная база расчетов, величины расходных ставок, удельный вес зависящих расходов и перечень калькуляционных измерителей.

В данном разделе подробно излагается вывод формул зависимости себестоимости грузовых перевозок от основных качественных показателей использования подвижного состава на участках с разными видами тяги для перспективного варианта анализа.

По пассажирским перевозкам и по годовому варианту анализа отмечаются особенности условий перевозок, которые следует учитывать при выводе формул зависимости себестоимости от качественных показателей, приведены формулы зависимости и отдельные примеры расчета.

Полученные формулы зависимости выражают либо обратную зависимость себестоимости от показателя вида:

c=a + b / x;

либо прямую зависимость вида c=a+bx. (табл. 8.2 и 8.3)

Формулизация этой зависимости позволяет при многовариантных расчетах автоматизировать определение себестоимости перевозок при изменении величины качественного показателя использования подвижного состава.

Кроме того, по выведенным формулам зависимости может быть определена для среднедорожных условий перевозок степень зависимости себестоимости от конкретного показателя, т.е. величина коэффициента влияния этого показателя на себестоимость перевозок.

Полученные формулы зависимости можно использовать в технико-экономических расчетах до тех пор, пока не изменились условия, существенно влияющие на величину расходных ставок, удельный вес условно-постоянных расходов и калькуляционных измерителей. В современных условиях наиболее “подвижными” становятся расходные ставки. Поэтому их необходимо индексировать, способом, приведенным в гл. 7.

При расчете зависимости себестоимости перевозок от качественных показателей использования подвижного состава известные затруднения встречаются при расчетах расхода топлива и электроэнергии для тяги поездов и расчете маневровых локомотиво-часов.

При расчетах нельзя принимать стабильную среднюю норму расхода топлива и электроэнергии на измеритель 10000 ткм брутто, т.к. ее величина меняется при изменении всех основных качественных показателей использования подвижного состава.

Приближенно расчет расхода топлива или электроэнергии для тяги поездов с учетом изменения норм можно выполнять по следующим трем составляющим:

- на передвижение вагонов;

- на передвижение локомотивов с поездами и в одиночном следовании;

- на простой локомотивов в рабочем состоянии (электровозов под током, тепловозов с работающим двигателем).

Расход топлива или электроэнергии на передвижение вагонов рассчитывается по нормам на измеритель “10000 ткм брутто”, на передвижение локомотивов – по нормам на измеритель 100 локомотиво-километров линейного пробега и на простой в рабочем состоянии – по нормам на 1 локомотиво-час простоя.

Рассчитанные для рассматриваемой дороги нормы расхода топлива и электроэнергии на эти измерители используются в дальнейшем при расчете зависимости себестоимости от всех основных качественных показателей использования подвижного состава.

Кроме того, на величину нормы расхода топлива и электроэнергии на передвижение вагонов влияет изменение удельного сопротивления движению вагонов при изменении нагрузки вагонов и процента порожнего пробега вагонов. Это положение учитывается при расчете влияния данных показателей на себестоимость перевозок.

Маневровые локомотиво-часы по разному изменяются при изменении нагрузки груженого вагона, массы поезда брутто и проценте порожнего пробега вагонов. Учет влияния данных показателей на измеритель подробно рассмотрен при выводе формул зависимости себестоимости перевозок от каждого из этих показателей использования подвижного состава.

При выведении формул зависимости себестоимости перевозок от качественных показателей использования подвижного состава для более полной оценки влияния необходимо учитывать ряд особенностей в расчетах и некоторых других калькуляционных измерителей.

Эти особенности рассматриваются при расчете зависимости грузовых перевозок от отдельных качественных показателей использования подвижного состава.

№24.

Пути сокращения текущих издержек на ж.д. транспорте в современных условиях.
(Дополнительно: Сущность нормативного планирования эксплуатационных расходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: